Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Неизвестный скульптор. Мельпомена. Конец XVIII — Gервая четверть XIX в. Мрамор.

Фото

Пресс-служба выставки

Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751–1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации «глазами» князя.

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Неизвестный скульптор. Чаша с крышкой. Первая четверть XIX в. Алебастр.

Фото

Пресс-служба выставки

Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана «Аполлон, преследующий Дафну», Луи Гоффье «Орфей», Якопо Амигони «Вакх и Ариадна». Картина «Разрушение Трои» голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Блюдо с росписью «Юпитер, поражающий гиганта молнией». Италия, Урбино. XVI век. Майолика, эмаль, роспись. ГМЗ Архангельское.

Фото

Пресс-служба выставки

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Тарелка десертная с миниатюрой «Юпитер и Юнона». Белье —Париж, Франция. Роспись — мастерская Н.Б.Юсупова в Архангельском. 1818-1822. Фарфор, роспись, золочение. ГМЗ Архангельское.

Фото

Пресс-служба выставки

В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров — тарелка «Юпитер и Юнона» представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на эту же тему.

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Лабиринт. Из книги Клода Этьена Савари «Письма о Греции, служащие продолжением таковых из Египта». Париж, 1788. Бумага, гравюра. ГМЗ Архангельское.

Фото

Пресс-служба выставки

Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII–XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Неизвестный скульптор. Урна. Конец XVIII в. Мрамор, Бронза.

Фото

Пресс-служба выставки

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Неизвестный скульптор. Зефир. Конец XVIII века. Бронза, мрамор. ГМЗ Архангельское.

Фото

Пресс-служба выставки

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Неизвестный скульптор. Первая четверть XIX в. Мрамор

Фото

Пресс-служба выставки

Красота во всем окружала князя — ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино «Юпитер, поражающий гиганта молнией» XVI века.

Когда: до 27 февраля 2024 года

Где: Государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас»

Выставка «Греческий сюжет» в Остафьеве

Франсиско Рамос. Геба с орлом. XVIII век. Холст, масло. ГМЗ Архангельское.

Фото

Пресс-служба выставки