Неизвестный скульптор. Мельпомена. Конец XVIII — Gервая четверть XIX в. Мрамор.
Античная культура заложила основу для современной европейской цивилизации. Интерес князя Н.Б. Юсупова (1751–1831) к Древней Греции, ее языку и культуре, проявленный в период обучения в Лейденском университете, удивлял не только его знакомых, но и восхищал ученых-эллинистов того времени. Выставка позволяет совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации «глазами» князя.
Неизвестный скульптор. Чаша с крышкой. Первая четверть XIX в. Алебастр.
Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации появились и хранятся в России. Все они являются предметами восхищения и служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана «Аполлон, преследующий Дафну», Луи Гоффье «Орфей», Якопо Амигони «Вакх и Ариадна». Картина «Разрушение Трои» голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще в догомеровскую эпоху.
Блюдо с росписью «Юпитер, поражающий гиганта молнией». Италия, Урбино. XVI век. Майолика, эмаль, роспись. ГМЗ Архангельское.
Тарелка десертная с миниатюрой «Юпитер и Юнона». Белье —Париж, Франция. Роспись — мастерская Н.Б.Юсупова в Архангельском. 1818-1822. Фарфор, роспись, золочение. ГМЗ Архангельское.
В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров — тарелка «Юпитер и Юнона» представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые произведения Мейсена (бокал и блюдце «Юпитер, Юнона и Ио») и Венской мануфактуры (тарелка «Юпитер и Юнона») на эту же тему.
Лабиринт. Из книги Клода Этьена Савари «Письма о Греции, служащие продолжением таковых из Египта». Париж, 1788. Бумага, гравюра. ГМЗ Архангельское.
Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII–XIX вв., составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты дают возможность хотя бы частично реконструировать публичные пространства, которые так были важны для античного мироустройства. Это отсылка к «золотому веку» цивилизации, мечта об утраченном идеальном мире, где скульптура исполняла гимн красоте, человеку и его возвышенным устремлениям.
Неизвестный скульптор. Урна. Конец XVIII в. Мрамор, Бронза.
Неизвестный скульптор. Зефир. Конец XVIII века. Бронза, мрамор. ГМЗ Архангельское.
Неизвестный скульптор. Первая четверть XIX в. Мрамор
Красота во всем окружала князя — ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино «Юпитер, поражающий гиганта молнией» XVI века.
Когда: до 27 февраля 2024 года
Где: Государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас»
Франсиско Рамос. Геба с орлом. XVIII век. Холст, масло. ГМЗ Архангельское.