Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Неизвестный гравер по гравюре. Маркантонио Раймонди. Танец фавнов и вакханок. Лист из издания Speculum Romanae Magnificentiae. После 1553. Гравюра резцом. 175 × 268

Фото

In Artibus

Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с Россией. Его отец Арнольд Хаскелл — знаменитый балетный критик и директор Королевской школы балета, близко друживший с А.Бенуа, М.Ларионовым, В.Нувелем и другими участниками «Дягилевских сезонов», написал первую в истории книгу о Сергее Дягилеве и русском балете, и, как он сам говорил, выбрал в жены «конечно же русскую, хоть и не танцовщицу».

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Университетские портреты. (College portraits). 1796. 249 × 195

Фото

In Artibus

Ученый последовал примеру отца и в 1965 году женился на Ларисе Салминой, сотруднице Государственного Эрмитаже и специалисте по итальянскому рисунку. Они познакомились в Венеции во время Биеннале 1962 года, где Салмина была комиссаром советского павильона. Вскоре после этого пара перебралась в Оксфорд, там Хаскелл стал профессором в университете, а Лариса Салмина-Хаскелл — хранителем Эшмолеанского музея и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Хозяева мира, испугавшиеся мухи. (Lords of the Creation frightened at a Fly). 1796. 254 × 196

Фото

In Artibus

За долгие годы совместной жизни, работы и путешествий Хаскеллы собрали коллекцию гравюр XVI–XIX веков, в которой личный вкус и человеческие связи ученого явно преобладают над стремлением собрать эстампы определенного периода или определенной национальной школы.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Антикварии рассматривают крест королевы (Antiquarians viewing Queen’s Cross). 1796. 251 × 193 (лист)

Фото

In Artibus

Хаскелл любил Италию, прежде всего ее Север и Рим, и большинство его эстампов итальянские или связаны с Италией. Среди имен граверов, представленных в его коллекции выдающиеся мастера резцовой гравюры — Маркантонио Раймонди, Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори, воспроизводившие оригинальные композиции художников Возрождения, а также кумиры более позднего времени — Сальватор Роза и Джованни Пиранези. Даже голландские и фламандские граверы представлены в его собрании преимущественно работами, вдохновленными итальянской природой и колоритом ее сельской жизни.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Образ появления шотландских министров и управляющих («A View of the Origin of Scotch Ministers, & Managers»). 211 × 128 (лист); 168 × 116 (оттиск)

Фото

In Artibus

Наставляемый кумирами своей научной юности — Николаусом Певзнером и Рудольфом Виттковером, Хаскелл начал на рубеже 1950-х карьеру историка искусства с изучения и открытия захватывающей и экстравагантной красоты итальянской барочной живописи XVII века, преданной забвению на протяжении предыдущих ста с лишним лет. И лучшие из листов в его «гравюрном кабинете» принадлежат именно к этому периоду и связаны с римским кругом художников-современников Джованни Кастильоне и Пьетро Теста.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Великое светило закона («The Great Luminary of the Law»). 1771. 211 × 129 (лист); 169 × 110 (оттиск)

Фото

In Artibus

Столь же примечательна в собрании и подборка британской карикатуры и журнальной иллюстрации. Для Хаскелла это не просто излюбленный национальный жанр, но и отклик его научных занятий социальной историей искусства, одним из отцов основателей которой он стал.

Возможность показать в Москве гравюры из коллекции Фрэнсиса Хаскелла возникла благодаря Ильдару Галееву, московскому коллекционеру и основателю «Галеев-галереи», которому на протяжении 2014–2022 годов вдова британского ученого безвозмездно передала это собрание.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In Artibus

Фрэнсис Хаскелл в 1964 году.

Фото

In Artibus