Музей Эрарта уже проводил мероприятия, посвященные автомобильному дизайну, — в его залах показывали выставки «Ламборгини: легенда дизайна», «Стиль Ducati» и «Concept Cars: La Grande Bellezza», повествующую о произведениях кузовного ателье Нуччо Бертоне. Экспозиции были посвящены шедеврам промышленного дизайна, идеям, которые улучшали технические характеристики, сохраняя красоту и эстетику, а также таланту конструкторов и важных личностей.
Выставка «Горел асфальт» продолжает исследовать тему, лежащую на стыке искусства и техники: зрители смогут углубиться в историю кастом-культуры, увидеть байки, созданные в единственных экземплярах, и убедиться, что мастера, которые занимаются кастомизацией, сродни ювелирам, создающим дорогой аксессуар, подчеркивающий индивидуальность определенной философии свободы.
Понятие «кастом» зародилось в Америке в 1930-х годах. К тому времени производство автомобилей было поставлено на поток, что превратило машины в доступное средство передвижения для большинства людей. Спортивные автомобили все так же являлись дорогим удовольствием. Обычная машина «облегчалась» за счет удаления «лишних» деталей, а двигатель форсировался.
Это направление стремительно набирало обороты, и в конце 1940-х годов превратилось во всеамериканское увлечение. Появилось огромное количество всевозможных клубов. В этот же период возникло такое понятие, как «кастом-кар». Первый автомобиль подобного рода был сделан выдающимися механиками и жестянщиками, братьями Джорджем и Сэмом Баррисами.
Эта культура объединила постройку и переделку автомобилей (хот-роддинг) и мотоциклов, музыку рокабилли, сопутствующие стили в одежде, прическах, тату и спустя полвека превратилась уже в индустрию и настоящий социальный феномен мирового масштаба. Понятие «кастом-байк», как и вся байкерская тематика, зародилось в Америке в 1950-х годах. Но если «байк» ― это любой мотоцикл, то «кастом-байк» — это произведение искусства. Любые детали, окрас, материалы, аксессуары делаются по желанию его будущего хозяина.
Кастомизация — это бизнес, искусство или спорт? Однозначно ответить трудно, но закономерно, что производство кастом-байков по мере развития трансформировалось из гаражного хобби в полноценную индустрию.
Ежегодно во всем мире проходят десятки конкурсов, где демонстрируются новые дизайнерские и инженерные решения. Официальный чемпионат мира по мотоциклетному кастомайзингу проводится с 2004 года. Чем не технический вид спорта? В наши дни кастомизация мотоциклов в России проодвинулась настолько, что отечественные мастера получили международное признание. На их счету мастеров большое количество наград, они становились неоднократными чемпионами по кастомайзингу. А на их байках неоднократно ставились рекорды скорости.
Когда: 28 сентября 2023 — 28 января 2024 года
Где: Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, 29-я линия Васильевского острова, 2