Н/Ф. Портрет на стуле. (Модель Евгения Андреевна Бокщанина), 1920-е г. Фотомонтаж с наложением рентгенограммы и мультиэкспозиции, желатиносеребряный отпечаток. | Источник: пресс-служба выставки

Н/Ф. Портрет на стуле. (Модель Евгения Андреевна Бокщанина), 1920-е г. Фотомонтаж с наложением рентгенограммы и мультиэкспозиции, желатиносеребряный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки

В экспозицию «За стеной идеологии» вошли 76 работ советских и российских авторов, которые исследовали границы визуального искусства, стремясь освободить фотографию от традиционных норм и ограничений. Среди них — Валентин Самарин, Борис Смелов, Б. У. Кашкин, Евгений Лихошерст, Вячеслав Тарновецкий, Борис Кудряков, Александр Китаев и многие другие.

Н. Матренин. Из серии «Абстракция», 1975. Желатиносеребряный отпечаток. | Источник: пресс-служба выставки

Н. Матренин. Из серии «Абстракция», 1975. Желатиносеребряный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки

Е. Лихошерст. «Прищепки». Цикл «Общий». 1980-е г. Желатиносеребрянный отпечаток. | Источник: пресс-служба выставки

Е. Лихошерст. «Прищепки». Цикл «Общий». 1980-е г. Желатиносеребрянный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки

Советская фотография XX века ассоциируется, в первую очередь, с репортажем. Она служила зеркалом действительности — инструментом, способным достоверно фиксировать исторические события. Так же, как искусство в целом, фотография подвергалась жесткой цензуре. Но ряд фотографов отходил от политики, сосредоточившись на идеологии репрезентации — поиске выразительных средств, занятии искусством ради самого искусства.

Эти задачи заставляли фотографов менять свой инструментарий: применять искажающие зеркала, камеры, манипулирующие перспективой, использовать микроскопы, рентгеновские аппараты, бескамерную съемку. В этих работах акцент смещен в сторону демонстрации причудливых линий и сочетаний цветов.

Б. Кудряков. «Натюрморт с балериной и несъедобными предметами из перпендикулярного мира», 1972. Желатиносеребряный отпечаток. | Источник: пресс-служба выставки

Б. Кудряков. «Натюрморт с балериной и несъедобными предметами из перпендикулярного мира», 1972. Желатиносеребряный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки

«За стеной» идеологии сложилось целое альтернативно движение фотоискусства. Были свои объединения, создавались группы независимых фотографов, любительские клубы, но публичной «борьбы» с официальным искусством, коллективных действий манифестационного характера практически не было. Соответственно, такого общественного внимания, (нонконформистское, независимое, экспериментальное, просто «другое» искусство) фотографы не снискали. Их активность почти не выходила за рамки «сообщества своих».

А. Китаев. Из серии «Полиморфизм», 1994. Желатиносеребряный отпечаток, фотограмма. | Источник: пресс-служба выставки

А. Китаев. Из серии «Полиморфизм», 1994. Желатиносеребряный отпечаток, фотограмма.

Фото

пресс-служба выставки

В. Тарновецкий. «Заброшенная остановка», 1983. Желатиносеребряный отпечаток. | Источник: пресс-служба выставки

В. Тарновецкий. «Заброшенная остановка», 1983. Желатиносеребряный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки

Эти произведения близки по своей направленности тестам Роршаха: зрителю предлагается привнести в изображение собственные смыслы, а не следовать заданной канве сюжета. Такие произведения, как картины абстрактного экспрессионизма, ориентированы на получение собственного эмоционального опыта.

Когда: 29 января — 2 марта 2025 года

Где: Москва, Центр визуальной культуры Béton

Борис Смирнов. Из серии «Мультиэкспозиция», нач. 1930-х г. Желатиносеребряный отпечаток.  | Источник: пресс-служба выставки

Борис Смирнов. Из серии «Мультиэкспозиция», нач. 1930-х г. Желатиносеребряный отпечаток.

Фото

пресс-служба выставки