Выставка «Фабрика авангарда» в Серпухове | Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

На выставке собрано около 200 экспонатов, включая произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Владимира Фаворского, Анны Лепорской и других мастеров русского авангарда, а также ткани, набойные доски, изразцы, деревянная утварь, предметы народного искусства, сыгравшие важную роль в преобразовании визуального языка начала XX века.

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

Это проект-исследование молодых кураторов, учившихся на программе Avant-Garde Lab 6. Команда изучала коллекцию музея в контексте движения искусства 1920-х годов из центра в регионы и обратно. Этот процесс позволил переосмыслить важные этапы развития авангарда и создать концепцию, раскрывающую связь искусства, быта и социальных изменений.

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

«Выставка рассматривает авангардное искусство в широком временном диапазоне — от начала XX века до 1950–1970-х годов. Одно из ключевых решений — сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920–30-х годов.

Важно, что проект включает зрителя в локальную историю: текстильное производство, формирование коллекции авангардного искусства музея, электрификацию и индустриализацию Серпухова, работу художников по тканям в послевоенные годы. Такая сложная оптика позволяет увидеть многослойность движения искусства, смыслов и исторических контекстов, которые представлены в экспозиции», — рассказал куратор и специалист по русскому авангарду Александр Кремер.

Источник: архив пресс-служб
Фото

архив пресс-служб

Структура выставки «Фабрика авангарда» охватывает пять основных этапов развития авангардного движения.

Раздел «Мастерская раннего авангарда» показывает, как молодые художники, такие как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, искали новые формы образности. Вдохновленная коллекцией нового французского искусства Сергея Щукина, в частности, работами Поля Гогена, Гончарова создавала яркие, динамичные произведения, такие как «Георгины» (1907).

Наталия Гончарова. «Стрижка овец», 1908-1909. Серпуховский историко-художественный музей. | Источник: архив пресс-служб

Наталия Гончарова. «Стрижка овец», 1908-1909. Серпуховский историко-художественный музей.

Фото

архив пресс-служб

В разделе «Кладовая примитива» акцент сделан на влияние народного искусства, икон и примитивизма. Художники искали вдохновение в традиционном русском искусстве, стилизуя его элементы для создания нового выразительного языка. Работы, такие как «Женщина с папиросой» (1910) Гончаровой и ее графика с флористическими мотивами, иллюстрируют, как авангардисты осваивали язык народных традиций.

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

Наталия Гончарова. «Бабы с граблями», 1909. Серпуховский историко-художественный музей. | Источник: архив пресс-служб

Наталия Гончарова. «Бабы с граблями», 1909. Серпуховский историко-художественный музей.

Фото

архив пресс-служб

«Лаборатория формы» посвящена экспериментам с абстракцией и новым визуальным языком. Например, «Письмо» (1913) Гончаровой, отражает стремление выйти за рамки фигуративного искусства, создавая систему беспредметной живописи, которая позже повлияет на развитие супрематизма и конструктивизма. Также представлены картины, где акцент сделан на рельефность и динамичные формы, например, «Аллея» (1909) Бурлюка.

Давид Бурлюк. «Полдень на Днепре», 1910. Серпуховский историко-художественный музей. | Источник: архив пресс-служб

Давид Бурлюк. «Полдень на Днепре», 1910. Серпуховский историко-художественный музей.

Фото

архив пресс-служб

Алекссандра Экстер. «Натюрморт», 1909. Серпуховский историко-художественный музей. | Источник: архив пресс-служб

Алекссандра Экстер. «Натюрморт», 1909. Серпуховский историко-художественный музей.

Фото

архив пресс-служб

В разделе «Новый быт» экспонаты показывают, как индустриализация и революционные изменения повлияли на искусство и жизнь в СССР. Здесь можно увидеть жетоны рабочих мануфактур и текстиль, который стал важной частью нового советского дизайна. Этот раздел раскрывает, как авангардные идеи проникали в повседневную жизнь, включая архитектуру, новый быт и социальные практики.

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

Источник: Дмитрий Яшин
Фото

Дмитрий Яшин

Источник: Дмитрий Яшин
Фото

Дмитрий Яшин

Раздел «Обратное движение» посвящен развитию авангарда в послевоенные десятилетия, когда художники продолжали накапливать новые формы и идеи. В нем представлены работы 1950–1970-х годов, такие как текстиль Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры, которые показывают, как идеи авангарда продолжали трансформироваться, переходя в массовое производство и сохраняя яркие элементы графики и цвета.

Источник: медиасток.рф
Фото

медиасток.рф

Специально к выставке «Фабрика авангарда» совместно с брендом CandleMe разработаны ароматы, вдохновленные пятью произведениями искусства. Каждый аромат представлен в виде диффузоров для дома и аромасвечей, которые позволяют глубже погрузиться в атмосферу авангардного искусства. Для мультимедийного пространства выставки тоже придумали специальные ароматы: композиции аллегорически передают дух авангарда, создавая ольфакторную интерпретацию художественных поисков эпохи.

Когда: до 18 мая 2025 года

Где: Серпухов, Серпуховский историко-художественный музей, ул. Чехова, 87

Источник: Дмитрий Яшин
Фото

Дмитрий Яшин