Эль Лисицкий. Титульный лист папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.
Революция 1917 года провозгласила равноправие всех наций, за которой последовала отмена черты оседлости. Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда. Благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер (Эль) Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали открытия модернизма.
Владимир Баранов-Россине. «Беспредметное», 1918. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Выставка показывает эволюцию авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в абстрактной форме. Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). С ГОСЕТом сотрудничали Абрам Эфрос, Алексей Грановский, Иехезкиель Добрушин, Соломон Михоэлс и Марк Шагал.
Натан Альтман. «Россия. Труд», 1920-1921. Красное дерево, бумага, уголь, эмаль. Государственная Третьяковская галерея.
Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали важными этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея представят реконструкцию выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой показывали произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении.
Эль Лисицкий. «Чтец. (Ansager)». Лист №2 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.
Эль Лисицкий. «Новый (Neuer)». Лист №10 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.
Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов («проект утверждения нового») Эль Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля».
Когда: 6 марта — 9 июня 2024 года
Где: Москва, Еврейский музей и центр толерантности
Эль Лисицкий.» Проун № 2». Лист из альбома «Проектов оформления выставки Проун (Москва-Берлин)», 1923. Бумага, литография, черная бумага (аппликация). Государственная Третьяковская галерея.