Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Эль Лисицкий. Титульный лист папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Революция 1917 года провозгласила равноправие всех наций, за которой последовала отмена черты оседлости. Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда. Благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема. Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер (Эль) Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали открытия модернизма.

Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Владимир Баранов-Россине. «Беспредметное», 1918. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка показывает эволюцию авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в абстрактной форме. Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). С ГОСЕТом сотрудничали Абрам Эфрос, Алексей Грановский, Иехезкиель Добрушин, Соломон Михоэлс и Марк Шагал.

Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Натан Альтман. «Россия. Труд», 1920-1921. Красное дерево, бумага, уголь, эмаль. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали важными этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея представят реконструкцию выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой показывали произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении.

Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Эль Лисицкий. «Чтец. (Ansager)». Лист №2 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Эль Лисицкий. «Новый (Neuer)». Лист №10 из папки «Фигурины» (Figurinen-mappe), 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов («проект утверждения нового») Эль Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля».

Когда: 6 марта — 9 июня 2024 года

Где: Москва, Еврейский музей и центр толерантности

Выставка «Еврейский авангард» в Москве

Эль Лисицкий.» Проун № 2». Лист из альбома «Проектов оформления выставки Проун (Москва-Берлин)», 1923. Бумага, литография, черная бумага (аппликация). Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки