В 1960-е годы Энди Уорхол (Andy Warhol) говорил о себе: «Я стану твоим зеркалом». Художник, еще при жизни ставший иконой поп-арта, оказал огромное влияние не только на американское искусство второй половины ХХ века, но и на глобальные процессы, происходившие в мировой культуре. Работы, в которых он обращался к темам славы, богатства, рекламы и консьюмеризма, спровоцировали появление нового подхода к изображению предметов и людей.
«Бренд Уорхола» сыграл важную роль в формировании современного российского искусства, совпавшего с процессом формирования в стране арт-рынка. В этот период особую остроту обрело осмысление советской истории через темы американского поп-арта, когда вместо культа потребления исследовался культ идеологии. Задача выставки — сформировать диалог между работами Энди Уорхола и ведущих российских художников и продемонстрировать многообразие, глубину и преемственность творческих методов короля американского поп-арта.
Энди Уорхол «Двойной Элвис», 1970-2020.
Энди Уорхол. «Мао», 1984.
Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева создали сложное и многочастное экспозиционное пространство, занимающее лобби и левую галерею Еврейского музея. Основные этапы творчества американского мастер: «Тусовка», «Я — бренд», «Шоппинг», «Как Энди стал Уорхолом», «Среда обитания», «Деньги», «Монро», «Слава» и «Memento mori» представлены в диалоге с творчеством российских художников Владислава Мамышева-Монро, Авдея Тер-Оганьяна, Константина Звездочетова, Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Сергея Шутова, Бориса Орлова, Павла Пепперштейна, Надежды Лихогруд, Ростислава Лебедева.
Работы Уорхола и российских художников зарифмованы в выставочном протсранстве. Так, знаменитая серия шелкографий «Мэрилин Монро» находится рядом с фотографиями Владислава Мамышева-Монро в образе главной блондинки Голливуда. По соседству с циклом «Банка супа Кэмпбелл» — работа Авдея Тер-Оганьяна из серии «Картины для музея» и скульптура «Шесть банок» Дарьи Кротовой на ту же тему. А «Доллару» Уорхола соответствует одноименное произведение Ольги Тобрелутс. Некоторые экспонаты созданы специально для выставки, как, например, портрет «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова.
Авдей Тер-Оганьян. Из серии «Картины для музея», 1994.
Дарья Кротова. Фрагмент скульптуры «Шесть банок», 2021
Энди Уорхол. «Автопортрет, красный», 1966.
Юрий Альберт. I am not Andy Warhol («Я не Энди Уорхол»).
«Энди Уорхол сыграл ключевую роль для развития российского искусства. В условиях репрессивной советской культурной политики и изоляции поп-арт вернул отечественное искусство на площадку актуальных художественных поисков, вытащив из состояния провинциального отставания», — говорит куратор выставки Яна Звенигородская.
Владимир Потапов. «Лес», 2021
Павел Пеперштейн. «Энди», 2021.
В 2021 году проект «Энди Уорхол и русское искусство» с успехом прошел в пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге. Для выставки в Москве экспозицию обновили и дополнили: посетители увидят культовые произведения «Суп Кэмпбелл», «Мэрилин Монро», «Мао Цзедун», «Лиз Тейлор» и малоизвестные ранние работы Уорхола, а также серии «Знак Доллара», «Двойной Элвис», «Цветы», «Я люблю твои поцелуи навсегда», «Две золотые Моны Лизы».
Энди Уорхол. «Две золотые Моны Лизы», 1980.
Энди Уорхол. «Знак Доллара», 1981.
Энди Уорхол. «Электрический стул», 1980.
Представленные на выставке работы — оригиналы тиражной графики. Их значительная часть принадлежит компании Sunday B.Morning, с которой Уорхол начал работать еще в 1970 году. Сотрудничество с ними позволило художнику выпустить по 250 экземпляров серий «Мэрилин» и «Цветы», которые впоследствии вошли во все каталоги и сегодня считаются раритетом. В конце 1990-х компания возобновила печать и продолжает выпускать «Мэрилин», «Суп Кэмпбелл» и другие знаменитые работы поп-артиста. Как и прежде, все листы снабжены пометкой «поставьте вашу собственную подпись», так как Уорхол полагал, что таким образом владелец каждого листа вовлекается в диалог с автором произведения.
Когда: 24 октября 2023 года — 18 февраля 2024 года
Где: Москва, Еврейский музей и центр толерантности.
Энди Уорхол. «Суп Кэмпбелл», 1982.
Энди Уорхол. Обложка альбома The Velvet Undegraund & Nico, 1967.