Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

«Сергий среди диких зверей». Из издания «Древнерусская миниатюра». Academia. Московская типография Гознака, 1933. Бумага, картон, коленкор; хромолитография, печать. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Фото

архив пресс-служб

Выставка объединила около 60 памятников XVII–XX веков, которые иллюстрируют историю жизни святых Сергия Радонежского и Стефана Пермского, представляют различные традиции почитания, бытовавшие в разные эпохи и в разных регионах. Большинство произведений экспонируются впервые. Например, икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», принадлежавшая императору Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Преподобные Никон и Сергий Радонежские, Зосима и Савватий Соловецкие, в предстоянии святой Троице. Начало XVIII века. Дерево, левкас; темпера.

Фото

архив пресс-служб

В 1337 г. отшельник Варфоломей (в монашестве Сергий) основал Троицкую обитель в лесу на холме Маковец, которая со временем стала самым известным русским монастырем — Троице-Сергиевой лаврой. Учение преподобного Сергия о Святой Троице и духовном единстве (вопреки междоусобным политическим распрям) сплотило русский народ и помогло избежать кровопролития.

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Преподобный Сергий Радонежский. Москва. Начало XX века. Дерево, левкас, масло. Из собрания Музея русского и европейского изобразительного искусства.

Фото

архив пресс-служб

Как человек пустынного жития, никогда не бравшим в руки оружия, Сергий стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 г. Преподобный Сергий и его ученики основали множество знаменитых монастырей: Спасо-Андроников (Москва), Саввино-Сторожевский (Звенигород), Кирилло-Белозерский (Сиверское озеро) и многие другие.

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Преподобный Сергий Радонежский. Конец XVII века. Дерево, левкас; темпера. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Фото

архив пресс-служб

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Преподобный Сергий Радонежский. Конец XIX века. Москва. Дерево, смешанная техника. Из собрания Музея русского и европейского изобразительного искусства.

Фото

архив пресс-служб

Другой подвижник — Стефан — в 1379 г. отправился из Москвы в далекие зырянские земли (современная Республика Коми) и начал свой путь миссионера. По примеру апостолов, учеников Христа, святой Стефан проповедовал язычникам. Он часто рисковал жизнью и мог быть убит. Но всякий раз его проповедь смягчала сердца. Святого отличали пламенная вера, смелость и любовь к людям.

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Стефан Пермский по дороге в Москву. Из издания «Древнерусская миниатюра». Academia. Московская типография Гознака, 1933. Бумага, картон, коленкор; хромолитография, печать. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Фото

архив пресс-служб

Подобно тому, как Кирилл и Мефодий дали письменность славянам, Стефан Пермский составил пермскую азбуку — анбур. Немногие сохранившиеся образцы древних текстов показывают, что святой Стефан взял за основу не только славянские и греческие буквы, но и охотничью систему знаков — зарубок на дереве, которыми пользовались местные жители.

Он мог бы обучать язычников готовой русской грамоте, но пошел по более сложному пути. Его проповедь была на родном для зырян языке. Стефан перевел богослужебные книги и тексты Священного Писания на пермский язык.

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Святитель Стефан Пермский с житием. Начало XX века. Усть-Сысольский уезд. Вологодской губернии. Дерево, темпера. Из собрания Музея русского и европейского изобразительного искусства.

Фото

архив пресс-служб

«Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига», — рассказала искусствовед Жанна Белик, куратор проекта.

Когда: 16 июля — 19 января 2024 года

Где: музей-заповедник Коломенское, Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5

Выставка «Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский» в Коломенском

Создание Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря у зырян (Вологодск. губерн. Усть-Сысольский уезд). Литография Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1869. Бумага; литография. Из собрания музея-заповедника «Коломенское».

Фото

архив пресс-служб