Выставка объединила около 60 памятников XVII–XX веков, которые иллюстрируют историю жизни святых Сергия Радонежского и Стефана Пермского, представляют различные традиции почитания, бытовавшие в разные эпохи и в разных регионах. Большинство произведений экспонируются впервые. Например, икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», принадлежавшая императору Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.
В 1337 г. отшельник Варфоломей (в монашестве Сергий) основал Троицкую обитель в лесу на холме Маковец, которая со временем стала самым известным русским монастырем — Троице-Сергиевой лаврой. Учение преподобного Сергия о Святой Троице и духовном единстве (вопреки междоусобным политическим распрям) сплотило русский народ и помогло избежать кровопролития.
Как человек пустынного жития, никогда не бравшим в руки оружия, Сергий стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, которая состоялась в 1380 г. Преподобный Сергий и его ученики основали множество знаменитых монастырей: Спасо-Андроников (Москва), Саввино-Сторожевский (Звенигород), Кирилло-Белозерский (Сиверское озеро) и многие другие.
Другой подвижник — Стефан — в 1379 г. отправился из Москвы в далекие зырянские земли (современная Республика Коми) и начал свой путь миссионера. По примеру апостолов, учеников Христа, святой Стефан проповедовал язычникам. Он часто рисковал жизнью и мог быть убит. Но всякий раз его проповедь смягчала сердца. Святого отличали пламенная вера, смелость и любовь к людям.
Подобно тому, как Кирилл и Мефодий дали письменность славянам, Стефан Пермский составил пермскую азбуку — анбур. Немногие сохранившиеся образцы древних текстов показывают, что святой Стефан взял за основу не только славянские и греческие буквы, но и охотничью систему знаков — зарубок на дереве, которыми пользовались местные жители.
Он мог бы обучать язычников готовой русской грамоте, но пошел по более сложному пути. Его проповедь была на родном для зырян языке. Стефан перевел богослужебные книги и тексты Священного Писания на пермский язык.
«Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига», — рассказала искусствовед Жанна Белик, куратор проекта.
Когда: 16 июля — 19 января 2024 года
Где: музей-заповедник Коломенское, Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5