Мумии — один из главных символов Древнего Египта. Они стали объектом научного интереса в конце XIX века, их исследование давно ведется в музеях по всему миру. Еще в начале XX века наряду с разворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось более щадящее изучение методом рентгенографии. В наши дни к нему добавилась компьютерная томография, которая широко применяется в музейной практике.
В рамках совместного проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» в России впервые провели томографическое сканирование 10 целых мумий людей, нескольких мумий животных и фрагментов мумий из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Полученные КТ-изображения проанализировали антропологи, криминалисты, рентгенологи. Ученые увидели мумии «изнутри», проникли сквозь пеленание, не разрушив его, взяли микрообразцы костей, зубов и затвердевших бальзамирующих веществ.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится крупнейшее собранием древнеегипетского искусства в России. На выставке покажут около 90 экспонатов из запасников музея — деревянный расписной саркофаг, канопы, рельефы, статуи и статуэтки, фрагменты декора мумий, бронзовая пластика, предметы художественного ремесла и амулеты.
Центральное место на выставке занимают 3D-реконструкции облика древних египтян — молодой женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет. Эти «оживающие» мумии помогают представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила. Экспозиция состоит из нескольких разделов, освещающих разные аспекты представлений египтян о бессмертии и вечной жизни.
Материальность бессмертия
Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Необходимо было сохранить тело, построить гробницу, наполнить ее важными для жизни предметами. Неотъемлемым элементом этого мира была мумия. Плоть усопшего должна была оставаться нетленной и с помощью ритуала преобразиться в вечное тело, подобно богу Осирису.
Центр этого раздела — расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Как и другие саркофаги, он служил защитой мумии, предохранял ее от разрушения. Рядом с ним — четыре каменных сосуда-канопы для хранения забальзамированных внутренних органов. Важный экспонат раздела — верхняя часть жертвенного столика с вырезанной на ней надписью, в которой говорится о том, чего египтяне ждали в вечности в качестве дара от богов — «землю и все, что в ней».
Теология бессмертия
Главная фигура в египетских представлениях о вечной жизни — владыка загробного мира Осирис. В ритуале бальзамирования повторяется история Осириса, первого умершего, мумифицированного и воскресшего. В этом разделе выставки представлены статуэтки божественной триады — Осириса, Исиды и их сына Хора. Для полноценного существования в загробном мире был необходим ритуал «отверзания уст и очей» — магического оживления мумии непосредственно перед погребением. Основной экспонат раздела — рельефный блок из гробницы вельможи с изображением погребальной процессии, которая оканчивается этим ритуалом.
Монументальность бессмертия
Гробница воспринималась древними египтянами как особый мир-двойник, наполненный изображениями — статуями, настенными рельефами и росписями. Позволить строительство гробницы могла только знать и очень богатые люди. Гробница была не только местом упокоения мумии, но и памятником умершему: покойный прославлялся как достойный член общества. В этом разделе выставки — «ложная» дверь и жертвенник как наиболее значимые культовые элементы гробницы; статуя египтянина Нефермену, держащего стелу с гимном солнечному богу Ра.
Эстетика бессмертия
Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам более прекрасной, чем земная. Доказательство тому — множество предметов, которые наполняли гробницы, а теперь хранятся в музеях. Источником вдохновения для египтян была окружавшая их природа, сотворенная богами в начале времен. Это видно в экспонатах, изображающих растения и обитателей водной стихии, дарующей жизнь.
Не менее важным был образ прекрасной египтянки, связанный с представлениями о молодости, жизненной энергии, чувственной любви, внешней привлекательности, продолжении жизни. За эти сферы человеческого существования в древнеегипетском пантеоне «отвечали» три божества — Хатхор, Бастет и Бэс. Их статуэтки, как и предметы, связанные с их культом, будут представлены в этом разделе выставки.
Когда: 1 марта — 9 июня 2024 года (Владивосток); 28 июня — 9 сентября 2024 года (Новосибирск); 27 сентября — 22 декабря 2024 года (Нижний Новгород)
Где: Владивосток, Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Новосибирск, Новосибирский государственный художественный музей. Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей, выставочная площадка «Пакгаузы»