Связанных многолетней дружбой художников Бориса Орлова и Сергея Шеховцова объединяет интерес к темам исключенного, подавляемого и скрытого. Название выставки «Парсуны нон грата», отсылающее к одному из экспонатов выставки, указывает на фигуры (персоны) умолчания, вытесненные в область коллективного бессознательного.
Борис Орлов, стоящий у истоков соц-арта, с середины 1970-х разрабатывает систему функционирования подсознательного советской идеологии. Обнаруживая признаки больших стилей в визуальном языке соцреализма, художник, словно следопыт или психоаналитик, следует по этим «оговоркам» до вытесненных из официального языка, невидимых оснований советского мифа.
По словам Бориса Орлова, его «больше всего интересовал феномен империи, а тогда этого слова даже произнести вслух нельзя было. И изучая опыт и принцип работы машины советской пропаганды, я увидел, что весь визуальный опыт Советского Союза базируется на визуальном наследии мировых империй — от Александра Македонского через Рим, Наполеона, сталинский стиль и прямиком к Брежневу».
Другой взгляд можно проследить в работах Сергея Шеховцова, который обращается к отвергнутым низовым образам массовой культуры. Герои его произведений — в основном исключённые и бесправные жители города, представители местной фауны — голуби и бродячие собаки. Выполненные из «неблагородных» промышленных материалов, часто покрытые хаотичными граффити, обманчиво лёгкие скульптуры Шеховцова кажутся незавершенными.
Когда: 5 октября 2023 — 31 января 2024 года
Где: Mercury Tower, 1-й Красногвардейский проезд, 15, 2-й этаж