«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX — начало XX вв. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX — начало XX вв. Музей-заповедник «Архангельское».

Фото

пресс-служба музея

Античность — фундамент современной цивилизации: в Греции и Риме появились и развились многие идеи этики и эстетики, образы поэзии, театра и философии, ставшие основой мировой культуры. Свою систему координат античность задала и продолжает поддерживать и в российской культуре.

Проект в выставочном зале Медиацентра знакомит зрителей с античными сюжетами эпохи классицизма и романтизма из коллекции, собранной в конце XVIII — начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим. В этот период обращение к античности было традиционным: литература, живопись, скульптура своим развитием во многом обязаны античным мифам. Эта образность стала средством изображения различных аспектов человеческой природы и позволила создавать аллегории на темы и явления общественной жизни.

Никола де Куртейл. «Похищение сабинянок», 1810–1820-е гг. Музей-заповедник «Архангельское». Из собрания князя Н.Б. Юсупова-старшего. | Источник: пресс-служба музея

Никола де Куртейл. «Похищение сабинянок», 1810–1820-е гг. Музей-заповедник «Архангельское». Из собрания князя Н.Б. Юсупова-старшего.

Фото

пресс-служба музея

Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807). «Утро в окрестностях Рима», 1779. Музей-заповедник «Архангельское». Написана по заказу князя Н.Б. Юсупова-старшего. | Источник: пресс-служба музея

Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807). «Утро в окрестностях Рима», 1779. Музей-заповедник «Архангельское». Написана по заказу князя Н.Б. Юсупова-старшего.

Фото

пресс-служба музея

Посетители увидят артефакты Древнего Рима I века до н.э. — III века, гравюры на античные темы Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуры Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живописные полотна Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, мастерской Антониса ван Дейка и многих других.

Антонис ван Дейк (1599-1641), мастерская (?). «Венера и Марс». Первая половина XVII века. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

Антонис ван Дейк (1599-1641), мастерская (?). «Венера и Марс». Первая половина XVII века. Музей-заповедник «Архангельское».

Фото

пресс-служба музея

Мужская ступня. I до н. э. — I вв. Древний Рим. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Франческо Пиранези (1758-1810) по рисунку Луи Жана Депре (1743-1804). «Руины городских ворот в Помпеях», 1789. Офорт. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Помпеи. Перистиль Диоскуров. Из альбома «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Нарисовано Т. Скандретом по эскизу У. Гелла. / Гравировано Дж. Б. Алленом. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Джованни Болонья (1529-1608), мастерская. «Меркурий». Начало XVII века. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Антонио Канова. «Парис», 1810-е гг. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Джузеппе Франки. «Аполлон Бельведерский», 1781. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
+3
Неизвестный скульптор. «Мельпомена» (с античного оригинала). Конец XVIII — начало XIX вв. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Эмилио Сантарелли. «Портрет Рафаэля Санти», 1845. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея
Каминные часы «Амуры, несущие корзину». Россия, Санкт-Петербург. 1790-е — 1800-е гг. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

Зрителю представится редкая возможность увидеть работу Луи Гоффье (его «Орфей» — единственная картина художника в российском музейном фонде) и скульптурный портрет Гомера Луи-Жака Галле. На выставке впервые полностью покажут копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези.

Луи Гоффье (1762 — 1801). «Орфей», ок. 1785 г. Музей-заповедник «Архангельское» | Источник: пресс-служба музея

Луи Гоффье (1762 — 1801). «Орфей», ок. 1785 г. Музей-заповедник «Архангельское»

Фото

пресс-служба музея

Джованни Оттавиани по рисунку Гаэтано Cаворелли, Пьетро Кампорези (1763-1822). Серия гравюр из собрания Н.Б.Юсупова-старшего. Фрагмент росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане. Лист II. 1770-е гг. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

Джованни Оттавиани по рисунку Гаэтано Cаворелли, Пьетро Кампорези (1763-1822). Серия гравюр из собрания Н.Б.Юсупова-старшего. Фрагмент росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане. Лист II. 1770-е гг. Музей-заповедник «Архангельское».

Фото

пресс-служба музея

Выставка не просто знакомит зрителей с основными сюжетами античной истории и мифологии в исполнении западноевропейских мастеров. В экспозиции прослеживается эволюция основных понятий античности в русской культуре — от точки входа до современности. С историческими экспонатами соседствуют работы современных художников Алексея Морозова и Антона Чумака, а отрывки из произведений русской литературы и исследований помогают сориентироваться в системе координат и расшифровать заложенные в нее идеи.

Когда: 26 апреля — 4 августа 2024 года

Где: Москва, Медиацентр парка «Зарядье»

Амур. I в. Древний Рим. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

Амур. I в. Древний Рим. Музей-заповедник «Архангельское».

Фото

пресс-служба музея

Неизвестный скульптор. «Диана Версальская». Начало XIX века. Музей-заповедник «Архангельское». | Источник: пресс-служба музея

Неизвестный скульптор. «Диана Версальская». Начало XIX века. Музей-заповедник «Архангельское».

Фото

пресс-служба музея