Выставка посвящена двум ярким и самобытным художникам второй половины XX века, ярким представителям московского и ленинградского андерграунда. Название выставки — «Секунда, умноженная на вечность» — цитата из дневников Евгения Михнова-Войтенко, ленинградца, имя которого для московского зрителя долгое время оставалось неизвестным.
Отправной точкой для этого проекта стала статья художника Михаила Кулакова, написанная в 1981 году. В своем сравнительном исследовании автор, который был лично знаком с обоими художниками, рассказывает об их творческом подходе, манере общения, привычках, об их взаимоотношениях с женщинами и проблемах алкоголем, и при этом выносит свой вердикт: оба они — гении. Это сопоставление предлагается продолжить и посетителям выставки.
«На выставке „Секунда, умноженная на вечность“ мы предлагаем зрителям продолжить увлекательное занятие сопоставления сходств и различий. Согласиться или не согласиться с мнением кураторов, поразмышлять о судьбах художников в период оттепели, а главное — насладиться удивительными работами ранних периодов творчества Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко», — комментирует генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева.
Оба художника были культовыми для своего времени персонажами, и при этом оба они держались в стороне от союзов и объединений и практически не участвовали в групповых выставках. Михнов-Войтенко вел затворническую жизнь, работая преимущественно в домашней мастерской в коммунальной квартире, там же и демонстрировал свое искусство. На протяжении более чем двадцатилетнего творческого пути у каждого состоялась лишь пара персональных выставок.
Яркий период их творчества пришелся на 1956–1960-е годы. Именно в это время оба автора формировали свой художественный язык, работу над которым продолжили в дальнейшем. Оба прожили относительно короткую жизнь, но оставили значимый след в истории послевоенного искусства.
«Зверев и Михнов-Войтенко оставили внушительное наследие. Оба работали в разных направлениях: абстракции и фигуративе, поэзии и прозе, избегая рамок и ярлыков. Их наследие впитало в себя самые разные веяния „измов“ ХХ века — экспрессионизма, абстракционизма, ташизма. Михнов-Войтенко экспериментирует с материалами, техниками и направлениями, преимущественно создавая беспредметные трансцендентные композиции. У Зверева из абстрактных экспериментов конца 1950-х возникает портрет: ему нужен человек, он физически не мог находиться один. Михнов-Войтенко всю жизнь искал достойного собеседника, прожив жизнь затворника; Зверев же избрал для себя путь шута, скрываясь под масками. Они никогда не встречались, по крайней мере, об этом не дошло информации. Однако, по воспоминаниям близких, Михнов-Войтенко особо отмечал Зверева, противопоставляя себя — художника, создающего мир, Звереву — художнику, реагирующему на мир», — рассказывает Серафима Кострова, куратор выставки, директор галереи pop/off/art.
На выставке будет представлено более 100 работ Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга. В рамках выставки запланирован показ фильма Зои Апостольской о Евгении Михнове-Войтенко, созданный специально для этого проекта. Также подготовлен каталог со статьями ведущих российских искусствоведов.
Когда: 17 ноября 2023 — 14 апреля 2024
Где: Москва, Музей AZ