В начале 1980-х годов Алена Кирцова отошла от фигуративной живописи и начала поиски новых средств выразительности, сосредоточившись на передаче реальных визуальных образов через цветовые плоскости и редуцировании форм объектов, встречающихся в повседневности.
Предлагая свою версию геометрической абстракции, художница с помощью цвета показывает окружающую ее действительность через взаимодействие контрастов. Представленная на выставке картина «Биллиард I» (1982) — один из редких сохранившихся примеров ранней абстракции Алёны Кирцовой.
В начале 1990-х годов Алена Кирцова разработала собственный художественный метод — в ее работах форма и материалы постоянно меняются, а искусство выстраивается вокруг чувственных переживаний момента.
На смену ярким, контрастным геометрическим структурам приходят более сдержанные композиции, со свободной экспрессией цветовой массы. Обращаясь к природным явлениям и формам или же наблюдая метаморфозы рукотворной поверхности, художница добивается материализации цвета, составляющего суть каждого увиденного ею образа, будь то фрагмент заштукатуренной стены или прибрежный пейзаж.
Наконец, последняя серия художницы «Пигмент. Краска. Цвет» представляет собой «портреты» известных красок, обладающих собственной выразительностью, приобретают на полотнах Кирцовой свой харизматичный облик.
«Кирцова ищет баланс между идеальным представлением об объекте (картина, рельеф, лист) и непосредственным впечатлением. Сделать замкнутую в самой себе структуру архитектонически точно нелегко. Так же, как перевести и растворить реальный пейзаж в цветовом поле. Или найти свой свет и свой воздух. Идти от общего к своему. К своей ясности и тишине. К насыщенной сконцентрированной простоте формы. Отстраненной и живой», — рассказывает искусствовед Василий Ракитин.
Когда: 4 декабря 2024 — 16 февраля 2025 года
Где: Москва,