Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

Арман Тадевосян

Выставка, посвященная Александру Лабасу, представляет разные грани творчества художника через его главные работы 1920–1930-х годов. Залы музея превратились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для манеры художника, дополнили абстрактная видеопроекция и сценографические элементы. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ художника из 18 ведущих музеев России и 12 частных коллекций

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

Арман Тадевосян

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

Арман Тадевосян

Главная тема творчества Александра Лабаса — сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов или своих коллег по группе ОСТ, художник воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую.

Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

Арман Тадевосян

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «В полете», 1935. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами он описывал в дневниках и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «В кабине аэроплана», 1928. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Дирижабль вечером», 1932. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса — от знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и поздних космических произведений. Три зала отмеряют этапы этого пути: «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость». Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Лазурное море», 1936. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.

Фото

пресс-служба выставки

Раздел «Предчувствие» включает ранние «сочинские» работы 1924 года и несколько поздних , открывших в творчестве Лабаса космическую тему. Таинственная энергия ранних работ будто предугадывает завтрашний день.

Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира — этот этап творчества Лабаса раскрыт в разделе «Сотворение». «Городская площадь», «Поезд идет», «Едут», «Октябрь» и другие шедевры второй половины 1920-х годов показывают сотворение нового мира, но и воплощение большого художника.

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

Арман Тадевосян

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Городская площадь», 1926. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки

Третий раздел, «Невесомость», сосредоточен на работах 1930-х годов — времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в искусстве, жертвами которой стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни — немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к любимым образам неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Самолет над морем», 1936. Собрание Марины Виха.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Город будущего», 1935. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки

«Лабас создал свой иллюзорный мир, воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать легкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха. Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг», — рассказывают об идее экспозиции театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок.

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

пресс-служба выставки

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме
Фото

пресс-служба выставки

«Идея о выставке Александра Лабаса появилась несколько лет назад, и понадобилось немало времени, чтобы реализовать такой трудоемкий проект. Мы хотели собрать ключевые работы художника из разных собраний и уголков нашей страны, заручились поддержкой многих музейных и частных коллекций, чтобы подробно показать, кто такой Александр Лабас, рассказать о нем самой широкой аудитории. Александр Лабас имел удивительный дар — никогда не терять позитива и веры в человека», — рассказывает директор Музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.

Когда: 29 ноября 2024 — 25 мая 2025 года

Где: Московская область, музей «Новый Иерусалим»

Выставка Александра Лабаса в Новом Иерусалиме

Александр Лабас. «Вечером в городе», вторая половина 1920-х гг. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

пресс-служба выставки