Выставка, посвященная Александру Лабасу, представляет разные грани творчества художника через его главные работы 1920–1930-х годов. Залы музея превратились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для манеры художника, дополнили абстрактная видеопроекция и сценографические элементы. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ художника из 18 ведущих музеев России и 12 частных коллекций
Главная тема творчества Александра Лабаса — сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов или своих коллег по группе ОСТ, художник воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую.
Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.
Александр Лабас. «В полете», 1935. Государственная Третьяковская галерея.
Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами он описывал в дневниках и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».
Александр Лабас. «В кабине аэроплана», 1928. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Лабас. «Дирижабль вечером», 1932. Государственная Третьяковская галерея.
Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса — от знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и поздних космических произведений. Три зала отмеряют этапы этого пути: «Предчувствие», «Сотворение» и «Невесомость». Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.
Александр Лабас. «Лазурное море», 1936. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.
Раздел «Предчувствие» включает ранние «сочинские» работы 1924 года и несколько поздних , открывших в творчестве Лабаса космическую тему. Таинственная энергия ранних работ будто предугадывает завтрашний день.
Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира — этот этап творчества Лабаса раскрыт в разделе «Сотворение». «Городская площадь», «Поезд идет», «Едут», «Октябрь» и другие шедевры второй половины 1920-х годов показывают сотворение нового мира, но и воплощение большого художника.
Александр Лабас. «Городская площадь», 1926. Пермская государственная художественная галерея.
Третий раздел, «Невесомость», сосредоточен на работах 1930-х годов — времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в искусстве, жертвами которой стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни — немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к любимым образам неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.
Александр Лабас. «Самолет над морем», 1936. Собрание Марины Виха.
Александр Лабас. «Город будущего», 1935. Государственная Третьяковская галерея.
«Лабас создал свой иллюзорный мир, воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать легкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха. Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг», — рассказывают об идее экспозиции театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок.
«Идея о выставке Александра Лабаса появилась несколько лет назад, и понадобилось немало времени, чтобы реализовать такой трудоемкий проект. Мы хотели собрать ключевые работы художника из разных собраний и уголков нашей страны, заручились поддержкой многих музейных и частных коллекций, чтобы подробно показать, кто такой Александр Лабас, рассказать о нем самой широкой аудитории. Александр Лабас имел удивительный дар — никогда не терять позитива и веры в человека», — рассказывает директор Музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.
Когда: 29 ноября 2024 — 25 мая 2025 года
Где: Московская область, музей «Новый Иерусалим»
Александр Лабас. «Вечером в городе», вторая половина 1920-х гг. Государственная Третьяковская галерея.