Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы

«Выкса-фестиваль» — показательный для вовлечения местных жителей проект. Он был придуман в 2011-м в небольшом городе Нижегородской области по инициативе благотворительного фонда «ОМК-Участие», учрежденного Объединенной металлургической компанией. Целью фестиваля стала работа с жителями города: фестиваль традиционно придумывает для них не только разнообразные активности, но и возможность влиять на городское пространство. 

Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы

С самого начала и на протяжении следующих двенадцати лет в фестивале принимают участие воспитанники социально-реабилитационного центра «Пеликан» и специальной общеобразовательной школы-интерната города. Практически каждый год местные жители участвовали в создании росписей, которые появлялись в городском пространстве. А за благополучие некоторых из них были готовы побороться: здесь будет уместно вспомнить историю с восстановлением необдуманно закрытой утеплителем работы Паши 183. Тогда горожане, предприниматели, администрация создали инициативную группу и в течение месяца восстановили работу. 

Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы
Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы

За двенадцать лет фестиваль разросся и стал известен в масштабе всей страны. Его главные сенсации — масштабные работы знаменитых уличных художников в пространстве города: Паши 183, Славы ПТРК, инсталляция Тимы Ради, а по инициативе куратора Ольги Погасовой был дан старт Индустриальному стрит-арт парку на территории завода, в создании которого в разном качестве принимают участие рабочие завода. Так, например, масштабные муралы Миши Most (2017) и Алексея Луки (2019) расписывать помогали сами рабочие и даже утверждали эскиз.

Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Мурал художника Алексея Луки, 2019.
Фото
архив пресс-службы
Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Масштабный мурал худжоника Миши Most, 2017.

Уличное искусство в целом и стрит-арт как один из главных его фокусов стали визитной карточкой Выксы и способствовали росту потока туристов. А это в свою очередь укрепило доверие города к росписям: большинство выксунцев воспринимают стрит-арт как часть Выксы и своей культуры (по данным опроса, 91% выксунцев считает, что фестиваль и проекты стрит-арта меняют образ города для региона и страны).

Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы
Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие».

«Стрит-арт был одним из первых жанров, которые фестиваль принес в город, и мы понимали, что важно не оставлять людей один на один с искусством, вести просветительскую работу — объясняли не только молодежи, но и их родителям, почему это красиво и важно для города, проводили лекции для заводчан, — говорит председатель попечительского совета фонда „ОМК-Участие“ Ирина Седых. — Свою роль сыграло и соучастное проектирование горожан с художниками: жители уже не равнодушно стали относиться ко всему, что было совместно создано. Эта работа уберегла фестиваль от острого негатива со стороны жителей — как правило, они рады, если на фасаде их дома появляются муралы».

Выкса: уличное искусство как часть городской айдентики
Фото
архив пресс-службы