Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [1]
Силуэт табурета, впервые появившегося в библиотеке Выборга, – икона финского дизайна
Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [2]
Stool 60 до сих пор является бестселлером компании Artek, основанной Алваром Аальто

«Финский дизайн – это не только трехногий стул!» – фраза, которую часто можно услышать в Хельсинки. Однако именно Stool 60, возможно, самый известный предмет студии Artek, придуманный великим Алваром Аальто, стал символом финского дизайна: новаторского, экологичного, демократичного. Поэтому закономерно, что творчество Аалто занимает важное место и в экспозиции «Мультимедиа Арт Музея»: например, в Москву приехало его кресло, созданное для санатория «Паймио» в 1930-е годы. Как всегда в финском дизайне, его конструкция максимально функциональна: оно специально создано для реабилитации больных туберкулезом.

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [3]
Кресло Paimio можно увидеть на выставке

Однако сегодня к ряду мировых имен дизайна made in Finland, таких как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Ээро Аарнио и других, добавился целый пул молодых дизайнеров, продолжающих экспансию финского дизайна. Мы постарались выбрать тройку, на наш взгляд, самых интересных.

Дизайн-студия Salakauppa

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [4]
Йохан Олин, Ааму Сонг и Йайа

Йохан Олин и Ааму Сонг – супруги, путешествующие по миру в поисках аутентичных народных промыслов. Особую любовь они питают к России: после их поездок в Казань или Сергиев Посад возникают новые предметы и целые инсталляции – такие, например, как Secrets of Russia в музее KIASMA или проект, посвященный «культуре киосков». В коллекции Secrets of Russia множество предметов, от матрешек до сумок и табуретов. Во главе угла здесь, конечно, экологичность – и гуманизм: в каталогах супруги стараются указывать, кто именно производит те или иные предметы по их дизайну (например: «Сумка «Тетя»; производится в России, в Семенове, Оксаной, Игорем, Галиной и другими»), а любимый материал Salakauppa – дерево.

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [6]
Sea Matryoshka, Salakauppa
Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [5]
Сумка Tetya, Salakauppa

Архитектор Вилле Хара

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [7]
Так выглядит фасад сауны Löyly сегодня, когда дерево стало темнее

Улыбчивый Вилле, молодой талант из Хельсинки, – автор сауны Löyly. За два года, прошедших с того момента, как деревянное здание сложной органической формы украсило берег Балтийского моря, это место стало, пожалуй, культовым. Сначала строение было светлым, теперь же почти черное: по задумке архитектора, дерево специальным образом обрабатывалось для такого эффекта. Внутри, помимо собственно сауны – конечно, с панорамными окнами с видом на море и прямым выходом сразу к берегу, чтобы окунуться после парилки, – ресторан, а на крыше или просторной открытой террасе можно выпить кофе или коктейль. Неудивительно, что этот район Хельсинки, прежде не очень популярный, стал точкой притяжения для модной финской публики и приковал внимание городских властей: это место постепенно превращается в парк.

Дизайн-студия Onar

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [12]
Изюминка предметов от Onar – яркий крашеный мех
Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [13]
Дизайн придумывает Ирене Костас

Ирене Костас и ее брат Александр создают одежду и аксессуары из меха самых невероятных ярких, порой кислотных оттенков. Все их предметы, от варежек до пальто, из натурального меха – однако это был бы не финский дизайн, если бы дизайнеры не использовали только тот, что добывается с животных, сбитых на дороге. Никаких преднамеренных убийств, конечно.

Выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна» фото [14]
Ирене Костас в бутике Onar

С другими модными именами и творениями классиков финского дизайна знакомимся в «Мультимедиа Арт Музее», ул. Остоженка, 16