Провал в безвременье — такая метафора легла в основу концепции нового арт-объекта Владимира Чернышева, который в рамках фестиваля парка «Зарядье» «Здесь и сейчас» был установлен во дворе Музея Москвы. Инсталляция представляет собой солнечные часы, которые на сегодняшний день являются самыми большими в России.
«Мы не ставили задачу побить рекорд, это случайно вышло, — рассказывает куратор фестиваля Анна Малик-Короленкова. — В Книгу рекордов Гиннесса входили мозаичные часы из Светлогорска, но недавно их разобрали и отправили в Калининград на реставрацию. Так что самыми большими оказались наши, диаметр циферблата — 9 метров».
Циферблат выполнен из гудрона — материала, который ассоциируется с поглощением и текучестью и придает основанию часов сходство с черной дырой с выплывающим из нее гномоном. Минималистичные художественные решения намекают на нарушение топологических свойств времени: его линейность и одномерность сталкиваются с диалектикой и анахронизмом. Но при этом часы не теряют своей функциональности. Они, как и положено, позволяют в солнечную погоду определить время по длине тени.
«Гудрон здесь представляет собой метафору черной дыры, где пропадает время, — объясняет художник. — Это узел, где встречаются прошлое, настоящее и будущее, а метафора черной дыры позволяет соединить эти времена в одном месте».
«Солнечные часы» — это уже третий арт-объект, украсивший улицы Москвы этой осенью. В начале сентября в «Зарядье» уставили скульптуру «Ветер» Родиона Артамонова, а следом за ней на территории общественного пространства «Хлебозавод №9» появилась работа Андрея Люблинского «Наблюдение за птицами».
До конца года в рамках фестиваля в Москве появится еще 7 уличных скульптур и муралов.