Виталий Пацюков — крупнейшая фигура отечественной арт-сцены: арт-критик, теоретик и куратор, он был бесконечно и бескорыстно предан искусству. Новая выставка в «‎Подземном музее» Зарядья из цикла SOVRISK #напотоке демонстрирует работы художников, с которыми он дружил и работал, которых любил и ценил. Здесь представлена серия иронических рисунков Леонида Тишкова, героями которых стали видные художники, писатели, композиторы XX века, камерные произведения шестидесятников, а также наивное искусство. Виталий Пацюков писал о сотнях художников, но практически не говорил о себе, поэтому сегодня мы предлагаем вспомнить 10 фактов, которые характеризуют его как человека и раскрывают его вклад в развитие отечественной художественной жизни.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 1. Искусствовед по призванию

Среди тех, кто в Советском Союзе благосклонно принимал искусство художников-нонконформистов, не имевших возможности выставляться официально, было немало выходцев из технической интеллигенции (примечательно, что многие выставки неофициального искусства проходили в различных НИИ и технических вузах). Можно вспомнить коллекционера Леонида Талочкина, работавшего инженером, или куратора Иосифа Бакштейна, окончившего Московский институт электронного машиностроения.

К этой плеяде принадлежал и Виталий Пацюков, окончивший Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «‎художественное проектирование». ‎Он обладал особой эстетической интуицией и стал одним из главных знатоков и глашатаев московского художественного подполья.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 2. Круг общения

Одним из первых художников, с которым познакомился Виталий Пацюков в 1966 году, будучи еще инженером, был Владимир Яковлев. В первую же встречу он приобрел у Яковлева два портрета, один из которых отдаленно напоминал тогдашнюю супругу Пацюкова Светлану (говорят, что со временем она все больше становилась похожа на этот портрет).

В дальнейшем Пацюков стал желанным гостем в мастерских многих нонконформистов: Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Ростислава Лебедева и других. С некоторыми его связывали очень теплые, дружеские, доверительные отношения. Поддерживая на протяжении всей жизни представителей «‎старой гвардии», посвящая им выставочные проекты, Пацюков не забывал и о новых именах. Он любил открывать молодые таланты ‎и помог заявить о себе многим художникам, а также молодым специалистам, работающим теперь в крупнейших институциях.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Вагрич Бахчанян. «Картина, написанная специально для Виталия Пацюкова, 12 сентября 2005 года в Нью-Йорке», 2005. Картонная обложка книги, краска. 25х16,5. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 3. «А-Я»

С 1979 по 1986 год эмигрировавший в Париж художник Игорь Шелковский издавал журнал «‎А-Я», призванный открыть миру русское неофициальное искусство и способствовать его теоретическому осмыслению. Единственным постоянным автором, находившимся в СССР, чьи статьи появлялись почти в каждом номере, был Виталий Пацюков. И если некоторые авторы, такие как Борис Гройс или Виктор ‎и Маргарита Тупицыны, работали над текстами для «‎А-Я»‎ в эмиграции, то Пацюков, оставаясь в Москве, всякий раз рисковал ничуть не меньше, чем художники, о которых рассказывалось на страницах журнала. Однако допросы в КГБ никак не отразились на стремлении создавать независимую актуальную критику.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Леонид Тишков. «Василий Кандинский», 2021. Бумага, тушь. 30х40.

№ 4. Отец художественной критики

Тексты Виталия Пацюкова — поэтичны, музыкальны, метафоричны и демонстрируют огромную эрудицию автора: он дает слово (зачастую — в рамках одной статьи) Малевичу и Дюшану, Лиотару и Деррида, Борхесу и Прусту, Евклиду и Эйнштейну. Такое многоголосие и витиеватость текстов Пацюкова нередко вводили в замешательство редакторов, переводчиков, читателей. Часто они оставались не поняты даже в кругу московских художников, которые и сами были склонны к философствованию и сложным теоретическим построениям. Пацюков, несомненно, является важнейшей фигурой для современной отечественной художественной критики, ведь он стоял у ее истоков и во многом определил ее лицо.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 5. Наследие

Виталий Пацюков был автором сотен текстов: он публиковался в периодических изданиях и научных журналах, писал статьи для выставочных каталогов. Но так и не написал ни одной книги. «‎Я больше думаю, чем пишу», — признавался он.‎

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 6. Выставка в церкви

Первый выставочный проект Виталия Пацюкова под названием «Народная культура и авангард‎»‎ состоялся в 1985 году в Церкви святого Георгия в Зарядье — недалеко от того места, где сейчас проходит выставка, посвященная его памяти. С 1970-х годов в этом храме, служившем после революции складским помещением, было организовано пространство для размещения временных экспозиций. В 1991 году храм вернули Русской православной церкви.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Владимир Немухин. «Домик в деревне», 1999. Холст, масло, коллаж. 33,5х36. Из собрания Георгия Федоровича.

№ 7. «‎Птичья» выставка‎

В 1993 году Виталий Пацюков реализовал в Центре современного искусства (ЦСИ) на Якиманке необычный кураторский проект «‎Философия имени». К участию в выставке были приглашены художники с «‎птичьими» фамилиями: ‎Анатолий Журавлев, Олег Кулик, Ростислав Лебедев, Борис Орлов (также к проекту присоединился писатель Владимир Сорокин). По мысли Пацюкова, каждый из этих художников в своем творчестве бессознательно обращается к образу своей птицы-тотема, а также к теме полета, что и должна была проявить экспозиция. 

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Сергей Горшков. «Персонажи картин Павла Леонова. Птица», 2020. Дерево, краска. 20х25х5. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 8. Художник и современность

Виталий Пацюков был одним из организаторов резонансной выставки «‎Художник и современность», прошедшей в 1987 году в выставочном зале «‎На Каширке». Эта неподцензурная выставка демонстрировала произведения прежде запрещенных художников (Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Бориса Орлова, Владимира Янкилевского и многих других) и тем самым стала своеобразным символом перестройки. С целью провокации на выставку пригоняли автобусы с рабочими, которые оставляли в книге отзывов гневные комментарии о представленных работах.

Выставка, между тем, имела большой успех. Ее посетили швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт и кинорежиссер Милош Форман, купивший представленную в экспозиции картину Григория Брускина «‎Фундаментальный лексикон» (вторая часть работы за рекордные 242 тысячи фунтов была продана в 1988-м на аукционе «‎Сотбис»‎ в Москве).

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Леонид Тишков. «Пабло Пикассо», 2021. Бумага, тушь. 30х40.

№ 9. Душа ГЦСИ

В 2002 году Виталий Пацюков стал главой отдела междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Отдел занимался проектами, в которых соединялись разные искусства, дисциплины, эпохи: музыка и кино, изобразительное искусство и наука, исторический авангард и работы современных авторов. Важной чертой куратора, как говорил Пацюков, является «‎периферийное зрение — фасеточный взгляд стрекозы». Такое расширенное видение определяло, несомненно, широкий круг его интересов.

Пацюков установил в ГЦСИ традицию фестивалей, таких как «‎PRIGOVfest»‎, посвященный памяти поэта Дмитрия Пригова, «‎ДАДА 100», приуроченный к 100-летию дадаизма, фестиваль светового искусства «‎Пространство LUCIDA» и другие.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Павел Леонов. «Прогулка по реке», нач. 1990-х. Оргалит, масло. 53х73. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 10. Увидеть звук

Многие проекты Виталия Пацюкова («‎Артзвук», «‎Видеть звук», «‎Звуковая оптика»‎, «‎Желтый звук» и другие)‎ были посвящены переводу звука на язык современного искусства, визуализации звука, звучанию образа. Увлеченный поиском пересечений между разными языками искусства, он, к примеру, читал лекции о взаимовлиянии джаза и абстрактного экспрессионизма. А в рамках проекта «‎Джон Кейдж. Молчаливое присутствие»‎, вошедшего в шорт-лист премии Сергея Курехина, Пацюков представил работы художников, ощутивших на себе влияние идей Джона Кейджа — выдающегося композитора-экспериментатора, известного своим сочинением «‎4’33”»‎, предлагающим прислушаться к тишине.

Виталий Пацюков: 10 фактов о выдающемся искусствоведе к выставке в Москве
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

Когда: до 27 февраля 2022 года

Где: «Подземный музей» парка Зарядье, ул. Варварка, 6, стр. 1