Виталий Пацюков — крупнейшая фигура отечественной арт-сцены: арт-критик, теоретик и куратор, он был бесконечно и бескорыстно предан искусству. Новая выставка в «Подземном музее» Зарядья из цикла SOVRISK #напотоке демонстрирует работы художников, с которыми он дружил и работал, которых любил и ценил. Здесь представлена серия иронических рисунков Леонида Тишкова, героями которых стали видные художники, писатели, композиторы XX века, камерные произведения шестидесятников, а также наивное искусство. Виталий Пацюков писал о сотнях художников, но практически не говорил о себе, поэтому сегодня мы предлагаем вспомнить 10 фактов, которые характеризуют его как человека и раскрывают его вклад в развитие отечественной художественной жизни.
№ 1. Искусствовед по призванию
Среди тех, кто в Советском Союзе благосклонно принимал искусство художников-нонконформистов, не имевших возможности выставляться официально, было немало выходцев из технической интеллигенции (примечательно, что многие выставки неофициального искусства проходили в различных НИИ и технических вузах). Можно вспомнить коллекционера Леонида Талочкина, работавшего инженером, или куратора Иосифа Бакштейна, окончившего Московский институт электронного машиностроения.
К этой плеяде принадлежал и Виталий Пацюков, окончивший Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «художественное проектирование». Он обладал особой эстетической интуицией и стал одним из главных знатоков и глашатаев московского художественного подполья.
№ 2. Круг общения
Одним из первых художников, с которым познакомился Виталий Пацюков в 1966 году, будучи еще инженером, был Владимир Яковлев. В первую же встречу он приобрел у Яковлева два портрета, один из которых отдаленно напоминал тогдашнюю супругу Пацюкова Светлану (говорят, что со временем она все больше становилась похожа на этот портрет).
В дальнейшем Пацюков стал желанным гостем в мастерских многих нонконформистов: Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Ростислава Лебедева и других. С некоторыми его связывали очень теплые, дружеские, доверительные отношения. Поддерживая на протяжении всей жизни представителей «старой гвардии», посвящая им выставочные проекты, Пацюков не забывал и о новых именах. Он любил открывать молодые таланты и помог заявить о себе многим художникам, а также молодым специалистам, работающим теперь в крупнейших институциях.
№ 3. «А-Я»
С 1979 по 1986 год эмигрировавший в Париж художник Игорь Шелковский издавал журнал «А-Я», призванный открыть миру русское неофициальное искусство и способствовать его теоретическому осмыслению. Единственным постоянным автором, находившимся в СССР, чьи статьи появлялись почти в каждом номере, был Виталий Пацюков. И если некоторые авторы, такие как Борис Гройс или Виктор и Маргарита Тупицыны, работали над текстами для «А-Я» в эмиграции, то Пацюков, оставаясь в Москве, всякий раз рисковал ничуть не меньше, чем художники, о которых рассказывалось на страницах журнала. Однако допросы в КГБ никак не отразились на стремлении создавать независимую актуальную критику.
№ 4. Отец художественной критики
Тексты Виталия Пацюкова — поэтичны, музыкальны, метафоричны и демонстрируют огромную эрудицию автора: он дает слово (зачастую — в рамках одной статьи) Малевичу и Дюшану, Лиотару и Деррида, Борхесу и Прусту, Евклиду и Эйнштейну. Такое многоголосие и витиеватость текстов Пацюкова нередко вводили в замешательство редакторов, переводчиков, читателей. Часто они оставались не поняты даже в кругу московских художников, которые и сами были склонны к философствованию и сложным теоретическим построениям. Пацюков, несомненно, является важнейшей фигурой для современной отечественной художественной критики, ведь он стоял у ее истоков и во многом определил ее лицо.
№ 5. Наследие
Виталий Пацюков был автором сотен текстов: он публиковался в периодических изданиях и научных журналах, писал статьи для выставочных каталогов. Но так и не написал ни одной книги. «Я больше думаю, чем пишу», — признавался он.
№ 6. Выставка в церкви
Первый выставочный проект Виталия Пацюкова под названием «Народная культура и авангард» состоялся в 1985 году в Церкви святого Георгия в Зарядье — недалеко от того места, где сейчас проходит выставка, посвященная его памяти. С 1970-х годов в этом храме, служившем после революции складским помещением, было организовано пространство для размещения временных экспозиций. В 1991 году храм вернули Русской православной церкви.
№ 7. «Птичья» выставка
В 1993 году Виталий Пацюков реализовал в Центре современного искусства (ЦСИ) на Якиманке необычный кураторский проект «Философия имени». К участию в выставке были приглашены художники с «птичьими» фамилиями: Анатолий Журавлев, Олег Кулик, Ростислав Лебедев, Борис Орлов (также к проекту присоединился писатель Владимир Сорокин). По мысли Пацюкова, каждый из этих художников в своем творчестве бессознательно обращается к образу своей птицы-тотема, а также к теме полета, что и должна была проявить экспозиция.
№ 8. Художник и современность
Виталий Пацюков был одним из организаторов резонансной выставки «Художник и современность», прошедшей в 1987 году в выставочном зале «На Каширке». Эта неподцензурная выставка демонстрировала произведения прежде запрещенных художников (Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Бориса Орлова, Владимира Янкилевского и многих других) и тем самым стала своеобразным символом перестройки. С целью провокации на выставку пригоняли автобусы с рабочими, которые оставляли в книге отзывов гневные комментарии о представленных работах.
Выставка, между тем, имела большой успех. Ее посетили швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт и кинорежиссер Милош Форман, купивший представленную в экспозиции картину Григория Брускина «Фундаментальный лексикон» (вторая часть работы за рекордные 242 тысячи фунтов была продана в 1988-м на аукционе «Сотбис» в Москве).
№ 9. Душа ГЦСИ
В 2002 году Виталий Пацюков стал главой отдела междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Отдел занимался проектами, в которых соединялись разные искусства, дисциплины, эпохи: музыка и кино, изобразительное искусство и наука, исторический авангард и работы современных авторов. Важной чертой куратора, как говорил Пацюков, является «периферийное зрение — фасеточный взгляд стрекозы». Такое расширенное видение определяло, несомненно, широкий круг его интересов.
Пацюков установил в ГЦСИ традицию фестивалей, таких как «PRIGOVfest», посвященный памяти поэта Дмитрия Пригова, «ДАДА 100», приуроченный к 100-летию дадаизма, фестиваль светового искусства «Пространство LUCIDA» и другие.
№ 10. Увидеть звук
Многие проекты Виталия Пацюкова («Артзвук», «Видеть звук», «Звуковая оптика», «Желтый звук» и другие) были посвящены переводу звука на язык современного искусства, визуализации звука, звучанию образа. Увлеченный поиском пересечений между разными языками искусства, он, к примеру, читал лекции о взаимовлиянии джаза и абстрактного экспрессионизма. А в рамках проекта «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие», вошедшего в шорт-лист премии Сергея Курехина, Пацюков представил работы художников, ощутивших на себе влияние идей Джона Кейджа — выдающегося композитора-экспериментатора, известного своим сочинением «4’33”», предлагающим прислушаться к тишине.
Когда: до 27 февраля 2022 года
Где: «Подземный музей» парка Зарядье, ул. Варварка, 6, стр. 1