Виталий Пацюков — крупнейшая фигура отечественной арт-сцены: арт-критик, теоретик и куратор, он был бесконечно и бескорыстно предан искусству. Новая выставка в «‎Подземном музее» Зарядья из цикла SOVRISK #напотоке демонстрирует работы художников, с которыми он дружил и работал, которых любил и ценил. Здесь представлена серия иронических рисунков Леонида Тишкова, героями которых стали видные художники, писатели, композиторы XX века, камерные произведения шестидесятников, а также наивное искусство. Виталий Пацюков писал о сотнях художников, но практически не говорил о себе, поэтому сегодня мы предлагаем вспомнить 10 фактов, которые характеризуют его как человека и раскрывают его вклад в развитие отечественной художественной жизни.

Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье». | Источник: KIRILL DZUBA
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 1. Искусствовед по призванию

Среди тех, кто в Советском Союзе благосклонно принимал искусство художников-нонконформистов, не имевших возможности выставляться официально, было немало выходцев из технической интеллигенции (примечательно, что многие выставки неофициального искусства проходили в различных НИИ и технических вузах). Можно вспомнить коллекционера Леонида Талочкина, работавшего инженером, или куратора Иосифа Бакштейна, окончившего Московский институт электронного машиностроения.

К этой плеяде принадлежал и Виталий Пацюков, окончивший Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «‎художественное проектирование». ‎Он обладал особой эстетической интуицией и стал одним из главных знатоков и глашатаев московского художественного подполья.

Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье». | Источник: KIRILL DZUBA
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 2. Круг общения

Одним из первых художников, с которым познакомился Виталий Пацюков в 1966 году, будучи еще инженером, был Владимир Яковлев. В первую же встречу он приобрел у Яковлева два портрета, один из которых отдаленно напоминал тогдашнюю супругу Пацюкова Светлану (говорят, что со временем она все больше становилась похожа на этот портрет).

В дальнейшем Пацюков стал желанным гостем в мастерских многих нонконформистов: Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Ростислава Лебедева и других. С некоторыми его связывали очень теплые, дружеские, доверительные отношения. Поддерживая на протяжении всей жизни представителей «‎старой гвардии», посвящая им выставочные проекты, Пацюков не забывал и о новых именах. Он любил открывать молодые таланты ‎и помог заявить о себе многим художникам, а также молодым специалистам, работающим теперь в крупнейших институциях.

Вагрич Бахчанян. «Картина, написанная специально для Виталия Пацюкова, 12 сентября 2005 года в Нью-Йорке», 2005. Картонная обложка книги, краска. 25х16,5. Предоставлено Алиной Федорович.
Вагрич Бахчанян. «Картина, написанная специально для Виталия Пацюкова, 12 сентября 2005 года в Нью-Йорке», 2005. Картонная обложка книги, краска. 25х16,5. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 3. «А-Я»

С 1979 по 1986 год эмигрировавший в Париж художник Игорь Шелковский издавал журнал «‎А-Я», призванный открыть миру русское неофициальное искусство и способствовать его теоретическому осмыслению. Единственным постоянным автором, находившимся в СССР, чьи статьи появлялись почти в каждом номере, был Виталий Пацюков. И если некоторые авторы, такие как Борис Гройс или Виктор ‎и Маргарита Тупицыны, работали над текстами для «‎А-Я»‎ в эмиграции, то Пацюков, оставаясь в Москве, всякий раз рисковал ничуть не меньше, чем художники, о которых рассказывалось на страницах журнала. Однако допросы в КГБ никак не отразились на стремлении создавать независимую актуальную критику.

Леонид Тишков. «Василий Кандинский», 2021. Бумага, тушь. 30х40.
Леонид Тишков. «Василий Кандинский», 2021. Бумага, тушь. 30х40.

№ 4. Отец художественной критики

Тексты Виталия Пацюкова — поэтичны, музыкальны, метафоричны и демонстрируют огромную эрудицию автора: он дает слово (зачастую — в рамках одной статьи) Малевичу и Дюшану, Лиотару и Деррида, Борхесу и Прусту, Евклиду и Эйнштейну. Такое многоголосие и витиеватость текстов Пацюкова нередко вводили в замешательство редакторов, переводчиков, читателей. Часто они оставались не поняты даже в кругу московских художников, которые и сами были склонны к философствованию и сложным теоретическим построениям. Пацюков, несомненно, является важнейшей фигурой для современной отечественной художественной критики, ведь он стоял у ее истоков и во многом определил ее лицо.

Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье». | Источник: KIRILL DZUBA
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 5. Наследие

Виталий Пацюков был автором сотен текстов: он публиковался в периодических изданиях и научных журналах, писал статьи для выставочных каталогов. Но так и не написал ни одной книги. «‎Я больше думаю, чем пишу», — признавался он.‎

Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье». | Источник: KIRILL DZUBA
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

№ 6. Выставка в церкви

Первый выставочный проект Виталия Пацюкова под названием «Народная культура и авангард‎»‎ состоялся в 1985 году в Церкви святого Георгия в Зарядье — недалеко от того места, где сейчас проходит выставка, посвященная его памяти. С 1970-х годов в этом храме, служившем после революции складским помещением, было организовано пространство для размещения временных экспозиций. В 1991 году храм вернули Русской православной церкви.

Владимир Немухин. «Домик в деревне», 1999. Холст, масло, коллаж. 33,5х36. Из собрания Георгия Федоровича.
Владимир Немухин. «Домик в деревне», 1999. Холст, масло, коллаж. 33,5х36. Из собрания Георгия Федоровича.

№ 7. «‎Птичья» выставка‎

В 1993 году Виталий Пацюков реализовал в Центре современного искусства (ЦСИ) на Якиманке необычный кураторский проект «‎Философия имени». К участию в выставке были приглашены художники с «‎птичьими» фамилиями: ‎Анатолий Журавлев, Олег Кулик, Ростислав Лебедев, Борис Орлов (также к проекту присоединился писатель Владимир Сорокин). По мысли Пацюкова, каждый из этих художников в своем творчестве бессознательно обращается к образу своей птицы-тотема, а также к теме полета, что и должна была проявить экспозиция. 

Сергей Горшков. «Персонажи картин Павла Леонова. Птица», 2020. Дерево, краска. 20х25х5. Предоставлено Алиной Федорович.
Сергей Горшков. «Персонажи картин Павла Леонова. Птица», 2020. Дерево, краска. 20х25х5. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 8. Художник и современность

Виталий Пацюков был одним из организаторов резонансной выставки «‎Художник и современность», прошедшей в 1987 году в выставочном зале «‎На Каширке». Эта неподцензурная выставка демонстрировала произведения прежде запрещенных художников (Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Бориса Орлова, Владимира Янкилевского и многих других) и тем самым стала своеобразным символом перестройки. С целью провокации на выставку пригоняли автобусы с рабочими, которые оставляли в книге отзывов гневные комментарии о представленных работах.

Выставка, между тем, имела большой успех. Ее посетили швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт и кинорежиссер Милош Форман, купивший представленную в экспозиции картину Григория Брускина «‎Фундаментальный лексикон» (вторая часть работы за рекордные 242 тысячи фунтов была продана в 1988-м на аукционе «‎Сотбис»‎ в Москве).

Леонид Тишков. «Пабло Пикассо», 2021. Бумага, тушь. 30х40.
Леонид Тишков. «Пабло Пикассо», 2021. Бумага, тушь. 30х40.

№ 9. Душа ГЦСИ

В 2002 году Виталий Пацюков стал главой отдела междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ). Отдел занимался проектами, в которых соединялись разные искусства, дисциплины, эпохи: музыка и кино, изобразительное искусство и наука, исторический авангард и работы современных авторов. Важной чертой куратора, как говорил Пацюков, является «‎периферийное зрение — фасеточный взгляд стрекозы». Такое расширенное видение определяло, несомненно, широкий круг его интересов.

Пацюков установил в ГЦСИ традицию фестивалей, таких как «‎PRIGOVfest»‎, посвященный памяти поэта Дмитрия Пригова, «‎ДАДА 100», приуроченный к 100-летию дадаизма, фестиваль светового искусства «‎Пространство LUCIDA» и другие.

Павел Леонов. «Прогулка по реке», нач. 1990-х. Оргалит, масло. 53х73. Предоставлено Алиной Федорович.
Павел Леонов. «Прогулка по реке», нач. 1990-х. Оргалит, масло. 53х73. Предоставлено Алиной Федорович.

№ 10. Увидеть звук

Многие проекты Виталия Пацюкова («‎Артзвук», «‎Видеть звук», «‎Звуковая оптика»‎, «‎Желтый звук» и другие)‎ были посвящены переводу звука на язык современного искусства, визуализации звука, звучанию образа. Увлеченный поиском пересечений между разными языками искусства, он, к примеру, читал лекции о взаимовлиянии джаза и абстрактного экспрессионизма. А в рамках проекта «‎Джон Кейдж. Молчаливое присутствие»‎, вошедшего в шорт-лист премии Сергея Курехина, Пацюков представил работы художников, ощутивших на себе влияние идей Джона Кейджа — выдающегося композитора-экспериментатора, известного своим сочинением «‎4’33”»‎, предлагающим прислушаться к тишине.

Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье». | Источник: KIRILL DZUBA
Экспозиция выставки «‎360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» в «Подземном музее» парка «Зарядье».
Фото
KIRILL DZUBA

Когда: до 27 февраля 2022 года

Где: «Подземный музей» парка Зарядье, ул. Варварка, 6, стр. 1