Выставка «Руский Феникс» — совместный проект Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля. На ней представлено более 240 экспонатов, многие из которых впервые за много веков покинули музейные хранилища Кремля и вернулись на свою родную землю. Среди древних памятников — шедевры иконописи, ювелирного искусства, западноевропейское оружие, белокаменные рельефы, богослужебные облачения, произведения лицевого шитья, драгоценные вклады русских князей и государей в храмы и монастыри Суздаля.
Икона «Спас Златые Власы», конец XII — начало XIII вв. Дерево, паволока, левкас, бархат. Темпера яичная. Музеи Московского Кремля.
Потир. Владимиро-Суздальская Русь, начало XIII в. Серебро. Резьба, чеканка, канфарение, золочение. Музеи Московского Кремля.
«Многие предметы из наших музеев очень тесно связаны и, собранные на одной площадке и дополняющие друг друга, расскажут историю объединения Русского государства и преемственности двух древних столиц», — отмечает Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.
«Такое богатейшее собрание древних памятников в одном выставочном пространстве само по себе феноменально, и это делает наш совместный с Музеями Московского кремля проект очень ярким событием юбилейного года. Кроме того, выставка дает уникальную возможность показать значение Суздаля как исторического, духовного и культурного центра страны», — считает Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Экспозиция построена по хронологическому принципу. Открывает ее «домонгольский» период — эпоха XI–XIII вв, золотого века Великого княжества Владимирского. Здесь представлены выдающиеся памятники того времени, среди которых: южные врата суздальского собора Рождества Богородицы; икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля; ковчег святого Димитрия Солунского и икона святого на «гробной доске», присланные в XII веке из Салоник во Владимир князю Всеволоду Большое Гнездо; серебряные украшения из Большого кремлевского клада и другие уникальные предметы.
Шлем. Россия, конец XII — начало XIII в. Серебро, железо. Ковка, чеканка, золочение, серебрение, резьба. Музеи Московского Кремля.
Ковчег (по охр. кн. — «дарохранительница»). Византия, XI в. Серебро, воск. Чеканка, золочение. Музеи Московского Кремля.
Второй раздел выставки — эпоха Андрея Рублева, трагическим переходом к которой становится Батыево нашествие, представленное обожженной рельефной иконой «Святой Савва Освященный». А период возрождения в первой четверти XV века — созданным Андреем Рублевым списком с главной русской святыни — иконы Владимирской Богоматери.
Икона двусторонняя «Богоматерь Владимирская» с клеймами и «Этимасия». Россия, Москва (художник круга Дионисия), 1514 г. Дерево, паволока, левкас. Темпера яичная. Музеи Московского Кремля.
Оклад на икону «Богоматерь Владимирская». Византия, 1410–1431 гг. Золото, серебро. Чеканка, скань. Музеи Московского Кремля.
Рождество Христово. Икона. Москва (?), первая треть XV в. Дерево, паволока, левкас; темпера. Музеи Московского Кремля.
И, наконец, третий раздел выставки, разместившийся в Крестовой палате Кремля посвящен позднему Средневековью. На протяжении многих веков Суздаль оставался одним из духовных центров страны. Это проиллюстрировано предметами, связанными с выдающимися церковными иерархами XVII века — митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом и патриархом Московским Иосифом. Посетители увидят созданные в этот период роскошные облачения, церковную утварь и Евангелия в драгоценных окладах.
Саккос патриарха Иосифа. Москва, мастерские Кремля, 1648 г.;
объярь — Стамбул, конец XVI — начало XVII вв. Ткань золотная, тафта, золото, серебро, тесьма золотная; ткачество, чернь, резьба. Музеи Московского Кремля.
Завершает выставку икона Богоматери Владимирской второй четверти XVII века, заказанная патриархом Иосифом. На ее полях подробно проиллюстрирован текст Сказания об иконе, включая ее раннюю историю — перемещение из Вышгорода во Владимир, а также чудесное спасение Москвы от войск Тамерлана. Она символически объединяет все ключевые события тысячелетней истории Суздаля: перенесение центра русских земель из Киева на северо-восток Руси, преемственность от Византии, становление Суздальской земли как особого «удела Богоматери» — ядра, вокруг которого собрана воедино Россия.
Отдельно хочется отметить дизайн выставки, над которой работали архитекторы Анастасия Мохова и Сергей Мешалкин.
Когда: до 1 октября 2024 года
Где: Суздаль, Крестовая и Архиерейская палаты Суздальского Кремля
Цата. Москва, конец XIV — начало XV вв. Золото, драгоценные камни, перламутр; чеканка, скань. Музеи Московского Кремля.