Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет масштабную выставку печатной графики Пабло Пикассо, созданной в жанре livre d'artiste («книга художника») в период с 1919 по 1969 год. Основу экпозиции представляют работы из собраний российских коллекционеров Георгия Генса и Бориса Фридмана, а также оригинальная графика Пикассо из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Пабло Пикассо впервые обратился к жанру livre d’artiste в 1905 году и работал в нем вплоть до самой смерти (последняя его иллюстрация датируется 1972 годом, за четыре месяца до кончины). В полном каталоге livre d’artiste Пикассо 1983 года, подготовленном Патриком Кремером, числится 156 изданий с оригинальной печатной графикой художника, включающие около 800 офортов, литографий, ксилографий и линогравюр мастера. Для выставки были выбраны наиболее характерные для художника графические работы. Зрителям представят тринадцать изданий с офортами, литографиями и ксилографиями Пикассо, многие из которых наглядно демонстрируют родство его печатных работ со станковой живописью мастера.
В первом разделе выставки представлены работы художника до начала 1950-х годов: иллюстрации к комедии Аристофана «Лисистрата», «Возрасту Солнца» Роберта Годе, поэму Тристана Тцара «Человеческая память». Особое место занимает серия офортов, выполненная Пикассо к «Шести фантастическим сказкам» Мориса Тоски, созданная в период оккупации Франции во времена Второй мировой войны.
Следующий раздел выставки посвящен совместной работе Пабло Пикассо и Жана Кокто. Издание текстов Кокто разного периода о творчестве Пикассо, художник сопроводил серией литографий, выполненных в стилистике Кокто. В этом же разделе представлены три важнейшие работы Пикассо в изданиях livre d’artiste: это серия офортов с акватинтой к пьесе Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец», опубликованной в 1921 году и спустя год поставленной Всеволодом Мейерхольдом на сцене Театра Актера в Москве. Также полностью представлена серия акватинт Пикассо к поэме его друга поэта Пьера Реверди «Плывун».
Отдельное экспозиционное пространство отведено обширной серии цветных литографий 1948 года к поэме Пьера Реверди «Песни мертвых». Для этого произведения Пикассо создал 125 литографий ярко-красного цвета, напоминающих восточную каллиграфию.
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1
Выставка проходит с 17 декабря 2017 года до 16 марта 2018 года