Там же, за полярным кругом находятся и другие хвосты, которые привели Александра Хромых к открытию и новому успеху. «Хвостами» называют отходы обогащения полезных ископаемых. Как объясняют технологи местного производства Норникеля, для того, чтобы извлечь из каменной руды металл, породу при помощи механических и химических процессов измельчают до фракций тонкого песка.
В маленьком приграничном поселке Никель, где уже восьмой сезон работает самая северная в мире «Арт-резиденция Никель», находятся «хвостохранилища» шлака. Необычная природа приграничного с Норвегией городка контрастирует с индустриальным пейзажем — высокие шлаковые горы вплетаются в гряды природных арктических сопок.
«Когда я увидел все эти горы черного песка, я подумал — а почему его до сих пор никто не использовал? Его обязательно надо запустить в арт-процесс! Мы работаем с разными технологичными материалами: песок, бетон, гипс, отливая их в базе полиэфирной смолы, эпоксидки. Я подумал, что это интересный материал, и какой-то эксперимент нужно с ним провести» — рассказывает Александр Хромых.
Сплавляя его с полиэфирной и эпоксидной смолой, художник зафиксировал текстурность шлакового песка, сохранив его магический антрацитовый блеск. В сочетании с бронзой, золотой поталью в скульптуре и объемных инсталляциях, шлак раскрывается как драгоценность, добытая из недр полярной земли. Дерзко и современно никелевый шлак выглядит в паре с ярким силиконом — это уже заявление, экологический арт-манифест эстетики вторичных материалов!
Тема вторичного использования заявлена у автора и в скульптурах: в качестве арт-объектов он использовал образы форм для отливки скульптуры. В этих формах автор предлагает нам увидеть красоту технического элемента как первообраза искусства. И только по следам внутренних поверхностей мы сможем считать — перед нами форма для отливки знаменитого бюста Баттисты Сфорци.
В тоже время вы можете прикоснуться к совершенно гладкой и даже теплой поверхности переплавленного и полированного шлака, ощутить его природную неповторимость в классической скульптуре Александра Хромых, художника, который открыл шлак — новый материал для творческого эксперимента.
ФАКТЫ
Александр Хромых — художник, доцент кафедры рисунка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Участник и куратор арт-резиденции «Никель — Полярная ночь».
Родился 8 октября 1983 году в городе Воронеж, окончил ДХШ в 2000 году в Мурманске. В 2009 году окончил СПБГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности «Художник Монументально-декоративного искусства» (скульптура).
C 2009 года преподаватель в СПБГХПА им. А.Л.Штиглица на кафедре рисунка. С 2010 — член Союза Художников Санкт-Петербурга, секция Скульптуры.
С 2013 — преподаватель скульптуры на кафедре «Кукольный театр» в СПБГАТИ.
Работает в творческой мастерской в различных скульптурных материалах (керамика, бронза, камень), а также занимается графикой и акварелью. В его портфолио несколько десятков выставок и проектов, как российских, так и международных.
Когда: до 22 января 2023 года
Где: Центр современного искусства «21А», Мурманск, ул. Софьи Перовской, 21А