Иван Айвазовский. «Пейзаж с волами», 1867.
Главный лот — это «Пейзаж с волами» Ивана Айвазовского, написанный в 1867 году. Такие «сухопутных» сюжетов у художника, специализировавшегося, главным образом, на морской тематике и батальных сценах, очень мало. В основном они разбросаны по собраниям ведущих музеев мира и по частным коллекциям. Так, произведения «Вид на Москву с Воробьевых гор» (1848) и «Ветряные мельницы в украинской степи на закате солнца» (1862) хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Лучше всего Айвазовский писал море и свет, а к сухопутной теме обратился в 1860-х годах, отчасти потому, что критики винили его в однообразности, — комментирует Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и сооснователь Московского аукционного дома. — В работе „Пейзаж с волами“ художник не изменяет себе — блики лучей солнца, деревенский закат, розовеющий вдали выдают руку мастера, умевшего тончайше передать игру света на масляном холсте. Работа, впечатляющая своим сюжетом и размером в 1,5 метра, будет представлена на торгах с эстимейтом 100 млн рублей».
Кузьма Петров-Водкин. «Христос в терновом венце», 1900-е гг.
Не менее ценным лотом является и холст «Христос в терновом венце» Петрова-Водкина, датированный 1900-ми годами. Это не только блестящий образец раннего творчества художника, но и первая за последние пять лет его работа, выставленная на открытые торги на российском арт-рынке. Ее эстимейт — 40 млн. рублей.
«Период, когда Кузьма Петров-Водкин написал Христа, характеризуется его творческими поисками за рубежом, в Италии, Северной Африке, Франции… Именно тогда формировался художественный язык мастера, который позже подарит нам „Купание красного коня“ и другие монументальные шедевры», — отмечает Сергей Подстаницкий.
Виктор Васнецов. «Богомольцы», 1870-е годы.
Еще один лот, на который стоит обратить внимание — недавно обретенный шедевр Виктора Васнецова «Богомольцы», написанный ориентировочно в 1870-х годах. Работа была куплена на аукционе Sotheby’s в 2003 году за $50 тыс. — она не была подписана, но предприимчивый владелец сразу оценил профессионализм и твердую руку автора, а затем отнес покупку на экспертизу в Государственный Русский музей. Эксперты смогли сузить круг «подозреваемых» в создании шедевра и атрибутировать авторство технологическим и стилистическим признакам полотна, и теперь его эстимейт оценивается в 150 млн рублей.
Александр Бенуа. Эскиз театральной декорации к пьесе Д. Мережковского «Царевич Алексей, 1919.
На первый больших торгах Московского аукционного дома в 2025 году будут также представлена графика известных русских мастеров: Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Александра Бенуа, работавшими театральными художниками и создававшими эскизы к костюмам и декорациям. Среди них — пять рисунков Коровина к балету «Конек-Горбунок или Церь-девица» Цезара Пуни и опера «Князь Игорь» Александра Бородиина. Художник много сотрудничал с мировыми театрами, создавал эскизы для Большого и Мариинского и миланского Ла Скала. Эстимейт каждого листа начинается от 700 тыс. рублей.
Борис Кустодиев представлен на торгах не только театральными эскизами, но и классическими масляными работами «На прогулке» (1906) и «Улица в старой Руссе» (1922). Его картины редко можно встретить на рынке, большинство из них хранится в собраниях музеев, в том числе в ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галерее, и активно участвует в выставка.
Борис Кустодиев. «На прогулке», 1906.
Когда: 16 марта 2025 года в 17:00
Где: Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22с3, а также в онлайн-формате