А. Фонвизин. «Тройка», 1930-е годы. | Источник: пресс-служба выставки

А. Фонвизин. «Тройка», 1930-е годы.

Фото

пресс-служба выставки

В основе выставки, на которой представлено около 70 работ художника, — одно из лучших частных собраний акварелей и рисунков Фонвизина московского коллекционера Сергея Александрова. В экспозицию включены редкие архивные материалы и мемориальные предметы из собрания семьи художника. На выставке покажут портреты и автопортреты, натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, и, конечно, цветы, которые образуют отдельную тему в творчестве мастера-акварелиста.

Акварели Фонвизина поражают свободой и выразительными образами. Авторский стиль художника связан с романтическим восприятием мира и основан на мастерском владении акварельной заливкой и штриховой линией. Многоцветие в сочетании с экспрессией цветового пятна и линейного очерка, поэтическая «незаконченность», — все это придает работам мастера особое очарование.

А. Фонвизин. «Девушка у моря», 1934. | Источник: пресс-служба выставки

А. Фонвизин. «Девушка у моря», 1934.

Фото

пресс-служба выставки

«С акварели Артура Фонвизина „Портрет девушки в красном“ (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. — рассказывает коллекционер Сергей Александров, — Я с первого взгляда влюбился в эту работу и ее автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом моей жизни».

А. Фонвизин. «Мисс Адольфина». Серия «Цирк», 1930-е годы. | Источник: пресс-служба вставки

А. Фонвизин. «Мисс Адольфина». Серия «Цирк», 1930-е годы.

Фото

пресс-служба вставки

В галерее созданных Артуром Фонвизиным портретов излюбленными моделями выступают оперные певицы, балетные танцовщицы, артисты драматических театров. Здесь есть и запоминающиеся образы героинь в сценических костюмах («Портрет балерины Люции Юмашевой», 1949; «Портрет Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой», 1960–1962), и портреты корифеев сцены, написанные в приватной обстановке («Портрет оперной певицы Марии Максаковой», конец 1940-х).

Особый раздел в портретной галерее Фонвизина образуют члены семьи художника и автопортреты: кстати, впервые выставляются «Портрет жены с сыном», начало 1940-х и «Автопортрет», 1930-е годы.

В акварелях Артура Фонвизина много натюрмортов с цветами и пейзажей. Соединенные в букеты, пышные или скромные, яркие или неброские цветы — в их изображении художник показывает владение разными техниками («Букет», 1943; «Натюрморт с розами», 1955).

Талант художника — романтика, мечтателя и фантазера — своеобразно проявился и в книжной иллюстрации, от русской классической литературе («Евгений Онегин», 1942) до произведениям немецких писателей («Романтическая повесть», 1934–1935).

А. Фонвизин. «Романтические повести», 1931. | Источник: пресс-служба выставки

А. Фонвизин. «Романтические повести», 1931.

Фото

пресс-служба выставки

А. Фонвизин. «Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой», 1960-1962. | Источник: пресс-служба выставки

А. Фонвизин. «Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой», 1960-1962.

Фото

пресс-служба выставки

Когда: 21 февраля — 16 марта 2025 года

Где: Москва, Государственный музей А. С. Пушкина, ул. Арбат, 55/32