Георгий Гойнинген-Гюне. «Ли Миллер и Агнетта Фишер». Фото для обложки журнала Vouges Eye View, 1932. Платиновая печать.
Георгий Гойнинген-Гюне. «Вечернее платье от Paquin», 1934. Платиновая печать.
Три основных раздела выставки посвящены ранним экспериментам мастеров первой половины XX века, фотографам середины столетия, когда экспериментальное фотоискусство было тесно связано с индустрией моды, а также современным художественным поискам в стилистике сюрреализма.
Сюрреализм, возникший в 1920-х годах, оказал мощное влияние на фотографию, превратив ее из способа фиксации окружающего мира в средство выражения иррационального и подсознательного. В этот период художники искали способы разрушить привычные представления о реальности, используя экспериментальные методы съемки и печати.
Эрвин Блуменфельд. «Эффект воды», 1952. Гидротипная печать.
Центральное место в экспозиции займут снимки первой половины XX века, сочетающие элементы сюрреализма и классическую эстетику — работы Ман Рэя, Хорста П. Хорста, Георгия Гойнинген-Гюне и Эрвина Блюменфельда. В числе экспонатов редкие авторские отпечатки с уникальной идентификацией. Среди подобных работ — фотографии Ман Рэя, сделанные на Международной выставке сюрреализма 1938 года.
Ман Рэй. «Манекен Мориса Анри» на Международной выставке сюрреализма в Галерее Изящных искусств, Париж, 1938. Бромсеребряная печать.
В фотографии второй половины XX века тоже использовали сюрреалистические приемы. Интегрированные в культуру глянца, они сформировали новую визуальную эстетику. Экспрессивная съёмка Уильяма Кляйна, парадоксальные конфигурации Мелвина Соколски и Ги Бурдена, стилизации Шейлы Мецнер и постановочные портреты Жана-Мари Перье развили приемы сюрреализма в фотоискусстве.
Жан-Мари Перье. «Франсуаза Арди и Сальвадор Дали», 1968. Платиновая печать.
Ги Бурден. Фото для рекламы Charles Jourdan, 1979. C-Print.
Символический центр этой части экспозиции — знаменитая работа Стива Шапиро, создавшего портрет Рене Магритта, где художник изображен в своей культовой шляпе-котелке на фоне «Голконды».
Стив Шапиро. «Магритт MOMA», 1965. Бромсеребряная печать.
В третьем разделе представлены работы современных фотографов Родни Смита и Тима Уокера, переосмысляющих традиции сюрреализма в новой реальности. Американский художник Родни Смит предпочитал работать с пленкой, создавая кадры-сновидения, в которых герои парят над землей, балансируют на краю пропасти или взаимодействуют с фантастическими объектами.
Родни Смит. «Флинн, читающая на стопке книг». 2012. Архивная пигментная печать.
Родни Смит. «Рид парящий над гигантским цилиндром с зонтиком», 2014. Архивная пигментная печать.
Британский fashion-фотограф Тим Уолкер создает сложные, театрализованные сцены, наполненные необычными персонажами и фантастическими сюжетами, соединяющими мир высокой моды с визуальной сказкой. Его съемки для Vogue — это целые постановочные спектакли, где реальность подчиняется законам сна.
Когда: 20 марта — 8 июня 2025 года
Где: Москва, галерея Люмьер, ул. Б. Полянка, 61, стр. 1
Тим Уолкер. «София Тонг среди цветов боярышника», 2010.