Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Олафур Элиассон со светильником Little Sun, 2012.

ФАКТЫ

  • Художник Олафур Элиассон (Olafur Eliasson) родился в 1967 году в Копенгагене в семье исландцев.

  • Окончил Датскую королевскую академию изящных искусств.

  • В 1995 году, обосновавшись в Берлине, открыл «Студию Олафура Элиассона».

  • Работает на стыке искусства и физики, сотрудничает со многими архитекторами и инженерами.

  • Инсталляцию The Weather Project, представленную в галерее Tate Modern в 2003 году, посетило более 2 млн человек.

  • В 2008 году художник поставил рекорд, став автором самого дорогого художественного проекта — установки четырех временных водопадов в Нью-Йорке, что обошлось в 15,5 млн долларов. www.olafureliasson.net

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Фрагмент инсталляции Your happening, has happened, will happen, 2020.

Художник Олафур Элиассон делает погоду в искусстве — в буквальном смысле: он показывает в музеях солнце, туман и радугу. Его работы — не только художественные, но и экологические высказывания: Элиассон говорит о проблемах планеты и ищет их решения. Нам художник рассказал, почему он не любит пугать публику, зачем быть сложным и как можно увидеть экспонаты его новой выставки прямо в собственной комнате.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Фрагмент инсталляции Who is afraid, 2004.

ELLE DECORATION: С чего начался ваш интерес к проблемам экологии?

Олафур Элиассон: С одной стороны, повлияли впечатления от походов по исландским высокогорьям. Но в основном эта тема выросла из моего интереса к более широкому, общему контексту, который окружает произведение искусства. Контекст играет свою роль в формировании восприятия произведения, но мы часто упускаем это из виду — намеренно или непреднамеренно. Это стало важным аспектом моей инсталляции The Weather Project 2003 года: я попросил посетителей подумать о том, как погода влияет на их ощущение от выставки. А от этой идеи — всего шаг до экологического мышления в глобальном масштабе.

Климатический кризис стал для меня сформулированной темой гораздо позже. Так, с 2014 года для проекта Ice Watch мы с геологом Миником Розингом привозили глыбы глетчерного льда из фьорда в Гренландии в города по всей Европе. Сначала — в Копенгаген: инсталляцию мы приурочили к публикации пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Потом, в 2015-м, в Париж — по случаю заключения Парижского соглашения (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. — Прим. ред.), а в 2018-м — в Лондон.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Инсталляция The Weather Project.

Кажется, вы не очень-то любите пугать публику: ваши экологические инсталляции — те же тающие глыбы Ice Watch — красноречиво говорят о проблемах планеты, но при этом выглядят очень эстетично, привлекательно, их хочется рассматривать, трогать. А ведь многие художники, когда речь идет об экологии, создают намеренно отталкивающие, шокирующие образы. Почему вы пошли другим путем? Вы убеждены, что людей не надо запугивать, чтобы они задумались о важных вещах?

Лично я считаю, что слишком сильный страх и шок могут заставить людей «закрыться», перестать слушать. Мне ближе позитивный подход — так реальность изменения климата становится настоящей, ощутимой. Я хочу привлечь людей к этому опыту, втянуть их в беседу. В размышления о том, что мы можем изменить, чтобы спасти эти ледяные глыбы с их простой и монументальной красотой, — ведь это, по сути, очень древние природные скульптуры, которые существуют так долго, что нам, людям, даже сложно это представить.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Светильник Little Sun.
Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Кадр из фильма Abstract: The Art of Design студии Netflix.

Ваш новый проект Sometimes the river is the bridge для Музея современного искусства в Токио демонстрирует результаты работы вашей исследовательской лаборатории — инновационные экологичные материалы, которые можно использовать для творчества. Расскажите о самых интересных находках.

Большинство материалов в экспозиции были созданы другими компаниями — порой в гараже всего несколькими людьми. Это интересные попытки утилизировать отходы, но эти идеи пока не масштабируются. Например, одна компания использует побочные продукты добычи алюминия — они очень токсичны, но есть способ сделать их безопасными и превратить в красивую плитку. И у меня есть идеи, как ее можно использовать. А в моей студии мы, например, проводили эксперименты, вдохновленные оригами, в попытках создать складные геометрические арт-объекты. Эта технология позволила бы сократить расходы на их транспортировку и установку, а также уменьшить углеродный след.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Инсталляция Ice Watch — глыбы льда из Гренландии перед Пантеоном, 2015.

Кстати, об углеродном следе. Проект Sometimes the river is the bridge и сам по своей сути экологичен: вы отказались от транспортировки экспонатов в Японию по воздуху. Это был удачный эксперимент? Как думаете, это может стать обычной практикой для вас в будущем?

Вопросы экологичности для меня как для художника в абсолютном приоритете. В процессе работы над этой экспозицией мы поняли, что на самом деле вполне реально подготовить выставку более экологичным способом: перевозить работы поездом, а не самолетом, использовать меньше упаковки, выбирать источники электричества. Да, все это выполнимо.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Выставка The glacier melt series в Художественном музее Рейкьявика, 2019.

Как показала ситуация с пандемией, пока что единственными вескими причинами меньше летать на самолетах для людей могут стать запреты, закрытие границ, страх — то есть только негативные факторы. Вы верите в позитивный сценарий? Есть ли у человечества шанс сократить углеродный след без влияния экстремальных ситуаций? И можно ли найти какие-то положительные стороны не только для экологии, но и для людей в нынешнем кризисе?

В какой-то степени экологически ответственное поведение близко к тому, что происходит в результате коронакризиса: мы вынуждены пересмотреть то, как мы живем. Это сложно, но мы найдем решения. Я с радостью вижу, что многие люди во времена физического дистанцирования и тревоги обращаются к культуре. Объединиться вокруг искусства онлайн — это значит найти пространство для воображения, изобрести новые миры и оставаться вместе, будучи на расстоянии. Мой хороший друг Андреас Рупсторф сказал: «Я верю в социальную близость при физической дистанции». Мы теперь нуждаемся друг в друге даже больше, чем раньше. Сейчас я работаю с Андреасом над проектом под названием We used to («Мы привыкли»): на сайт weused.to люди загружают высказывания о своем опыте во время эпидемии коронавируса.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Фрагмент инсталляции Sometimes the river is the bridge.

Есть ли у вас новые проекты, связанные с экологией?

В каком-то смысле все, что мы теперь делаем, связано с окружающей средой. Из-за нынешних ограничений и режима изоляции нам приходится придумывать, как делать выставки, чтобы людям не нужно было физически находиться в одном пространстве. В моем новом проекте WUNDERKAMMER, созданном вместе с Acute Art, использована технология дополненной реальности. Вы можете скачать приложение на смартфон и в любом месте, где бы вы ни находились, рассматривать подборку арт-объектов и природных элементов — среди них есть, например, птица тýпик, компас, радуга. Добавляя в свое привычное окружение инородные, неожиданные, странные элементы, мы как бы видим его по-новому.

Вы успели поработать со множеством природных объектов и явлений — светом, водой, туманом, радугой и так далее. Как рождаются эти идеи?

Все мои работы начинаются с абстрактных идей. Затем я их формулирую, перевожу в слова, наброски и модели. И какое бы выразительное средство в итоге я ни выбрал, это всегда продиктовано желанием максимально точно передать то самое чувство, которое вдохновило меня на создание работы.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Работа Day and night lava с выставки художника в Токио, 2020.

Вы говорили, что на вас повлиял русский авангард. Какие его идеи для вас особенно актуальны?

Авангард — попытка размыть границы между искусством и всем остальным. Эта идея вдохновляет меня искать новые плоскости пересечения с искусством, будь то архитектура, дизайн, сценография или даже что-то гораздо менее очевидное, например политика. Авангардисты на самом деле первыми разглядели потенциал искусства для всех сфер жизни. И потом, важна их вера в абстракцию. Я считаю, сегодня нужно укреплять роль абстракции и сложности — как противоядия от чрезмерного упрощения и коммерциализации публичного дискурса. Слишком часто нас принуждают высказываться фрагментарно, сократить коммуникацию до твитов. И мы превращаемся в авангардистов всякий раз, когда сопротивляемся этому и говорим: «Нет, не торопитесь с этой идеей, сохраняйте верность абстракции».

В списке ваших работ — Little Sun, портативный светильник на солнечных батареях для людей, у которых нет доступа к электричеству. Это как раз пример того, как искусство пересекается с другими сферами жизни?

Я всегда считал Little Sun произведением искусства — оно делает именно то, что должно делать произведение искусства: учит людей на эмоциональном уровне. Все началось в 2012-м, когда мы с инженером Фредериком Оттесеном выпустили первую версию Little Sun — желтый светильник в виде подсолнуха. На тот момент уже существовали лампы на солнечных батареях, но их производители едва ли брали в расчет эстетику. Мы решили показать жителям Эфиопии и других стран, что для них дизайн тоже может представлять ценность.

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Фрагмент инсталляции Sustainability research lab в токийском Музее современного искусства, 2020.

Охрана окружающей среды требует усилий на всех уровнях — начиная от решений правительств всего мира и заканчивая личной ответственностью каждого человека. Какова, на ваш взгляд, в этом роль искусства?

Границы искусства очень гибкие. Я рад, что меня, художника, сегодня приглашают на встречи с политиками, чтобы обсудить, как вдохновить людей на действия в связи с изменением климата. Мне кажется просто фантастикой то, что я посол доброй воли Программы развития ООН по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики. Искусство постоянно работает с тем, чтобы затрагивать чувства и побуждать людей к действиям. Это то, что мы делаем и во что, я уверен, можем внести значительный вклад.

Интервью: Ольга Походзей

Ускользающая красота: интервью с Олафуром Элиассоном
Работа над проектом Ice Watch.