Максим Жестков
Российский художник с международным именем, исследующий связи физической и цифровой реальности. Работы Максима — уникальный мультисенсорный опыт, преимущественно в жанре цифровой скульптуры и VR. Художник комбинирует основные геометрические формы — точки, сферы и плоскости, создавая замысловатые и гипнотические визуальные истории, сосредоточенные на объектах в их объеме, деталях и красоте движения.
В настоящее время Жестков работает над уникальным проектом в области VR-искусства Modules. Это мультисенсорный опыт, в котором архитектура, скульптура, кино и музыка сливаются воедино, погружая зрителей в мир художника. Проект изначально задуман как работа, которая развивается во времени.
Первый выпуск Modules появился весной 2023 года под названием «Кластер 01» и представлял собой пространство, состоящее из 11 комнат с аудиовизуальными инсталляциями.
Максим — единственный российский художник, чьи работы были представлены на одной из первых глобальных институциональных выставок, посвященных цифровому искусству, в Кунстхалле в Цюрихе в 2022 году. По итогам 2022 года он вошел в топ-10 самых дорогих в мире молодых художников в категории «цифровое искусство» с продажей работы Points of View на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 53 тысячи долларов.
Аристарх Чернышев
Аристарх Чернышев — выдающийся российский художник, работающий в области цифрового искусства более тридцати лет. Он неоднократно принимал участие в топовых глобальных арт-ярмарках, таких как Frieze в Лондоне и Art Basel в Швейцарии, выставлялся в лондонских галерее Whitechapel и Музее науки, в Телемузее Осло, в Aros Aarhus Kunstmuseum, участвовал в многочисленных биеннале в России и Азии, является лауреатом российской Премии Кандинского. Работы Чернышева, одного из пионеров цифрового искусства в России, обладают культурно-исторической значимостью. Они вошли в различные частные коллекции, престижные музейные собрания, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Мультимедиа Арт Музей МАММ, Музей Москвы, Московский музей современного искусства и другие.
В творчестве Чернышев часто затрагивает темы потребления и влияния информационного общества на современного человека. Например, в своей недавней работе Your Fluid Self, представляющей собой цифровую скульптуру-аватара, художник рассуждает на тему цифровой идентичности; насколько гибким может быть «социальное тело» человека, живущего в мире интернета. Правда ли, что смена декора, перьев или блестящей обертки трансформирует устоявшееся символическое содержание? Ответ можно найти, наблюдая за движением героев в работах Чернышева и меняя себя.
Recycle Group
Recycle Group была основана Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым в 2008 году. Дуэт является лауреатом российской Премии Кандинского. С 2010 года работы арт-группы регулярно выставляются в музеях, галереях и различных пространствах современного искусства во Франции, Италии, Великобритании, США и Бельгии, а также несколько раз участвовали в проектах вокруг Венецианской биеннале.
Recycle Group знамениты своим синтезом технологий и истории искусства с фокусом на античных цивилизациях. Художники часто используют в работе технологию дополненной реальности (AR), интегрируя цифровые технологии и физические объекты искусства, преимущественно скульптуры. Например, работа коллектива, представленная в рамках Венецианской биеннале в 2017 году, Blocked content — это инсталляция, состоящая из серии фрагментов человеческих фигур, вписанных в многоугольные объекты, которые становятся цельными только в дополненной реальности, то есть при наведении на скульптуру камеры устройства, на котором установлено специально разработанное приложение.
Первый NFT коллектива, Null Island, выпущенный в 2021 году, исследует децентрализованную природу виртуального мира через метафору острова Ноль с географическими координатами 0°N 0°E в Атлантическом океане, который используется картографическими системами для обнаружения ошибок. Эта работа символизирует «центр децентрализованного мира», подчеркивая сочетание физической пустоты и цифровой значимости.
404.Zero
404.Zero — это дуэт двух художников из Санкт-Петербурга, Кристины Карпышевой и Александра Лециуса, который экспериментирует в широком наборе жанров от видео-арта и музыки до уникальных светозвуковых инсталляций. Их с удовольствием экспонируют по всему миру, от Санкт-Петербурга и Перми до Нью-Йорка и Сеула.
Генеративное искусство 404.zero сочетает в себе красоту математики, программирования и науки о звуке, продолжая в какой-то степени традицию художников, работавших со светом как с главной формой в творчестве — например, одного из важнейших минималистов XX века Дэна Флавина. Основные темы в творчестве художников — смерть, неизведанное и космос, которые Кристина и Александр исследуют, создавая новый художественный язык из света, звука и пространства.
Коллективу также принадлежит рекорд цены проданной когда-либо цифровой работы российских художников: в 2021 года NFT-картина арт-дуэта Mars Miners ушла за рекордные для российского цифрового искусства 6,6 млн рублей (86 тысяч долларов на тот момент). Деньги от продажи были направлены на благотворительность.
Ольга Тобрелутс
Ольга Тобрелутс известна как живописец, одна из первых женщин-художниц в российском медиаискусстве с начала 1990-х и автор видеоинсталляций, продемонстрированных в Планетарии в Санкт-Петербурге еще в 1992 году. Тобрелутс, будучи последователем неоакадемизма, в 1992–1994 годах училась в студии ART+COM в Берлине на отделении компьютерной графики и анимации, что дало ей новый инструментарий для художественного исследования. В 1998 году она получила приз «Лучшая европейская компьютерная графика» на фестивале Griffelkunst в Гамбурге.
Особое место в творчестве Ольги занимает цифровой коллаж, частым объектом которого становится сравнение античной скульптуры и картин эпохи Возрождения со значимыми героями поп-культуры XX века. Например, она миксовала образ древнеримского юноши Антиноя с образом звезды рок-н-ролла Элвиса Пресли. Созданная в 1993 серия компьютерных коллажей «Имперские отражения» вошла в коллекцию Русского музея в Санкт-Петербурге.