Ведущие галереи представят на суд любителей искусства произведения, достойные украсить самые авторитетные собрания. Мы собрали для вас 15 экспонатов, которые стоит увидеть!

1. Русская и советская графика

Совместная экспозиция компании «Антик-Инвест» и Галереи Графических Искусств на 38-м Российском Антикварном салоне объединяет замечательные образцы русской и советской графики первой четверти XX века. Подлинным раритетом в графической части экспозиции является рисунок М.А. Врубеля «Самуил против Саула», изображающий мизансцену поэмы С.И. и С.С. Мамонтовых «Царь Саул». Материал: бумага цветная, черная акварель, кисть, графитный карандаш. 15,9 х 23,5 см.

«Самуил против Саула», М.А. Врубель, 1889-1890 гг.
«Самуил против Саула», М.А. Врубель, 1889-1890 гг.

2. Арт-центр «Алексеевское подворье»

Савченко М. Модель изразцового камина. 1910-е. Санкт-Петербург. Центральное Училище технического рисования А.Л. Штиглица. Материал: фаянс, цветные глазури, люстр, формовка, роспись, восстановительный обжиг. Высота – 52,8 см, основание – 19,5 х 27,7 см.

Модель изразцового камина, М. Савченко, 1910-е
Модель изразцового камина, М. Савченко, 1910-е

3. Искусство Японии и Китая

Галерея «Евразия» представит на своем стенде предметы искусства мастеров Японии и Китая. Один из экспонатов – сосуд начала XIX века, воспроизводящий причудливую форму стилизованного иероглифа «Шоу». Абрис сосуда волнистый, с целым рядом прорезей, формирующих пластический облик письменного знака. На каждой стороне – медальоны с живописными сценками, объединенные общей темой. Это изображение персонажей среди природы – ученых под сосной и под бамбуком, на террасе со свитком, а также мальчика с птицей. Форма сосуда в форме причудливого иероглифа имеет символический смысл. Знак «шоу» сулит долголетие. Интеллектуальные занятия среди природы служат намеком на достижение успешной карьеры. Хризантема является олицетворением благородства. Кроме того, изображение орнамента из хризантем символически связано с формой сосуда для вина, поскольку в Китае на девятый день девятого месяца (праздник «Середины осени») пили вино, которое настаивали на лепестках хризантем. Материал: фарфор, надглазурная роспись эмалями. Высота 34,3 см.

Сосуд для вина в виде иероглифа «Шоу», Китай, начало 19 в.
Сосуд для вина в виде иероглифа «Шоу», Китай, начало 19 в.

4. Функциональная эстетика мебели Жака Адне, Галерея Transatlantique

В экспозиции будет представлена мебель французского скульптора, дизайнера мебели и интерьеров Жака Адне (1900 – 1984), чей стиль можно охарактеризовать как «лаконичный и упрощенный». Целью дизайнера было создание мебели с функциональной эстетикой. Художественно безупречные предметы мебели, светильники и произведения декоративно-прикладного искусства, созданные Адне, и сегодня выглядят современными, стильными и роскошными.

Мягкое кресло, Жак Адне, Франция, 1928 г.
Мягкое кресло, Жак Адне, Франция, 1928 г.

5. Немецкая, голландская и фламандская живопись XV-XVII веков, Галерея Old Masters Gallery

Художники немецкой школы оказали невероятно сильное влияние на искусство не только Северной Европы, но и на итальянских мастеров своего времени. Детальная проработка нюансов формы в сочетании с удивительной обобщенностью в передаче образов отличает картины таких известных немецких художников, как Лукас Кранах Младший и Йорг Брёй Старший. Также на стенде можно увидеть картины старых мастеров фламандской и голландской школ XV-XVII веков: Яна ван Гойена, Давида Винкбонса, Питера Классенса Младшего, Саломона ван Рейсдала и других. На стенде галереи Old Masters (2-й этаж ЦДХ, стенд № 8-2) будет представлена работа выдающегося нидерландского художника-пейзажиста XVII века Яна Йозефа ван Гойена «Речной пейзаж со всадниками и семьей нищих на фоне руин» (дерево, масло; 35,9 х 33,5 см).

«Речной пейзаж со всадниками и семьей нищих на фоне руин», Ян Йозеф ван Гойен
«Речной пейзаж со всадниками и семьей нищих на фоне руин», Ян Йозеф ван Гойен

6. Коллекция работ мастерской Комаи Отодзиро

Галерея японского искусства и антиквариата JapProArt представит уникальную коллекцию работ мастерской Комаи Отодзиро (1842-1917), состоящей из нескольких декоративных ваз, тарелок и шкатулок. Имя японской мастерской Комаи широко известно в кругах специалистов по металлической пластике и коллекционеров. Мастерская создавала произведения декоративно-прикладного искусства из металлов, украшенные золотом в технике нуномэдзоган (букв. «тканный узор» – инкрустация драгоценных сплавов тонко вчеканенных в металл, оставляющая поверхность идеально гладкой). Во всем разнообразии их произведений поражает высочайший технологический уровень мастерской и можно разглядеть неповторимый авторский стиль. Он состоит в нанесении на изделия (блюда, чаши, вазы, шкатулки и т.п.) золотого рисунка, точного подражания рисунку на парче с орнаментальными стилизованными геометрическими узорами, пейзажами, птицами и цветами. Часто авторский рисунок представляет собой яркую картинку по мотивам какой-либо легенды, исторического события, изображает известный пейзаж или сценку с мифологическими персонажами, вокруг нее автор размещает стилизованный фон в виде виноградной лозы.

Парные вазы, период Мэйдзи (1868–1912 гг.), Япония
Парные вазы, период Мэйдзи (1868–1912 гг.), Япония

7. Французская галерея «Boccara»

В экспозиции будут представлены ковры, изготовленные в первой половине XIX века на королевской мануфактуре Savonnerie, характерной особенностью которых являются рисунки из цветов, преимущественно лилий и растительных побегов, щедро обрамляющих узоры. В цветовой гамме ковровых изделий мануфактуры доминируют желтый, коралловый и алый цвета. Технология изготовления ковров с использованием определенных цветов и, конечно, неповторимый стиль узоров сделали их подлинными шедеврами. Украшением экспозиции станут гобелены из серии «Охота Максимилиана». Эта серия, состоявшая из 12-ти полотен, была заказана специально для короля Франции Людовика XIV и изготовлена на королевской мануфактуре гобеленов Royal Manufacture des Gobelins Жаном де ла Круа в 1704 – 1706 годах. Эскизы всех частей аллегории были выполнены еще в 1528-1533 годах Бернаром Ван Орли и изображали сцены охоты в королевском лесу вблизи Брюсселя.

Гобелен из серии «Охота Максимилиана»
Гобелен из серии «Охота Максимилиана»

8. Русские художники-эмигранты, Галерея Maricevic Fine Art & Antiques

Важной составляющей русского искусства XX века является творчество художников русской эмиграции, которое имело исключительную значимость для общеевропейского художественного процесса и пробудило интерес к самым, казалось бы, забытым явлениям русской художественной жизни. География русской эмиграции, последовавшей за революцией 1917 года, невероятно широка. Она охватывает не только страны Западной и Восточной Европы, США, но и многие государства Латинской Америки (Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину, Парагвай, Уругвай, Чили), Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Марокко), Ближнего (Турцию, Сирию, Ливан), Среднего (Иран) и Дальнего Востока (Китай, Монголию, Японию), в каждом из которых мы найдем следы русских художников.

Экспозиция «Русские художники-эмигранты» познакомит посетителей Антикварного салона с произведениями А.А. Харламова, Л.О. Пастернака, С.Ф. Колесникова, Ф.А. Малявина, С.А. Виноградова, Г.А. Пожедаева, И.Ф. Шультце.

«Натюрморт с голубой вазой с георгинами», Л.О. Пастернак
«Натюрморт с голубой вазой с георгинами», Л.О. Пастернак

9. Пикассо и русский Париж, Галерея «Элизиум»

Творческая атмосфера «столицы искусств» – Парижа первой половины XX века, – представленная графическими работами Пабло Пикассо и художников русского Парижа, станет темой экспозиции галереи «Элизиум».

Необычайная широта творческих интересов, стилистическое разнообразие, радикальные художественные эксперименты делают Пабло Пикассо одним из главных художников минувшего столетия. Пикассо заложил основы нового художественного языка, его творческие поиски оказали влияние на целое поколение французских художников, среди которых были и выходцы из России. На стенде галереи будет представлено девять работ Пабло Пикассо, в том числе уникальный рисунок Пабло Пикассо, посвященный Юрию Гагарину, и портреты Амбруаза Воллара и Доры Маар, выполненные в технике офорта. Произведения Пикассо будут представлены в кругу работ выдающихся художников русского Парижа: М. Ларионова, Н. Гончаровой, М. Васильевой, Л. Сюрважа, М. Андреенко, А. Архипенко и других. Работы этих мастеров отражают разнообразие стилей и направлений искусства русского зарубежья первой половины XX века.

«Посвящение Гагарину», П. Пикассо, 1961 г.
«Посвящение Гагарину», П. Пикассо, 1961 г.

10. Магический реализм Сергея Шаршуна, Галерея «Здесь»

Галерея «Здесь» выступит с персональной выставкой одного из крупнейших абстракционистов Ecole de Paris Сергея Шаршуна. Сам художник называл себя «магическим реалистом». В основе его работ лежит натурный мир, который Шаршун препарирует весьма искусно, докапываясь до самой сути предметов и явлений, показывая миру их внутреннее свечение. На стенде галереи будут показаны живопись и графика С. Шаршуна 1930–1960-х годов: пейзажи, натюрморты, композиции на тему воды и музыки, а также чистая абстракция – две дюжины знаковых вещей.

«Геометрические формы», С. Шаршун, 1946 г.
«Геометрические формы», С. Шаршун, 1946 г.

11. Многоликий и неповторимый Пуни, Галерея «Частная коллекция Ксении Григорян»

Проект охватывает уникальные произведения музейного уровня, выполненные рукой крупнейшего мастера русского авангарда. Камерный альбом, состоящий из 32 страниц, – это мир авторских поисков мастера. Зрители впервые смогут увидеть акварельные наброски будущих произведений, карандашные зарисовки, отражающие ход мысли, процесс возникновения идеи художника. Произведения показывают личность мастера: его непосредственный, живой и искрометный темперамент и блистательный дар пластической гармонии монументальных художественных построений.

«Вертикальная композиция №8а», И. Пуни, 1914-1916-е гг.
«Вертикальная композиция №8а», И. Пуни, 1914-1916-е гг.

12. Ковровая компания Art de Vivre

Art de Vivre покажет настоящую реликвию из Бухары – классический образец ковроткачества туркмен начала XX века. Он отвечает лучшим традициям текинцев: качественная шерсть, натуральные красители, тщательное ткачество, высокая плотность, сбалансированный раппортный орнамент, насыщенная, но содержательная колористическая гамма. Такие ковры обычно ткались на заказ и с конца XIX века продавались на богатых рынках Бухары, отсюда и пошло их одноименное название.

Бухара, 20 в.
Бухара, 20 в.

13. Галерея «Интерьеры Махараджей»

На стенде галереи «Интерьеры Махараджей» гости Антикварного салона смогут найти предметы в колониальном и восточном стиле. Особый интерес вызывает антиквариат из Японии – самурайские мечи, кимоно, вазы, нэцке и окимоно, а также самобытные предметы, представленные в единственном экземпляре.

Меч ко-вакидзаси, Мурамаса, 16 век, Япония
Меч ко-вакидзаси, Мурамаса, 16 век, Япония

Специальная экспозиция XXXVIII Антикварного салона – «Предметы роскоши. Поставщики двора Его Императорского Величества».

Специальная экспозиция XXXVIII Антикварного салона ориентирована на то, чтобы познакомить гостей Салона с удивительными образцами русского прикладного искусства. Сазиков, Овчинников, Хлебников, Фаберже, Шопен, Верфель, Моран, Берто, Соколов, Бахметьев, Кузнецов, Корниловы, Ламанова – с этими фамилиями связана история создания предметов роскоши в России, это их изделия конкурировали с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Западной Европы и Востока, создавая узнаваемый и неповторимый образ «русскости». Среди экспонатов – бронзовые скульптуры Е.А. Лансере и В.Я. Грачева, изысканные изделия из стекла и фарфора Императорского стекольного завода, Николо-Бахметевского хрустального завода, Фарфорового завода братьев Корниловых и «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», работы семьи ювелиров Болин, роскошные платья Дома Моды Н.П. Ламановой и другие выдающиеся произведения.

Предметы, которые будут представлены в рамках специального проекта:

14. Каминные часы в стиле рокайль

Произведены в Санкт-Петербурге К. Тегельштейном в конце 1830 – начале 1840 годов. Материал: бронза, литье, чеканка, золочение, малахит.

Каминные часы в стиле рокайль, К. Тегельштейн, кон.1830 – нач.1840 гг.
Каминные часы в стиле рокайль, К. Тегельштейн, кон.1830 – нач.1840 гг.

15. Каминные часы с видом Зимнего дворца

Произведены в Санкт-Петербурге, 1820-1830 годах. Материал: бронза, литье, чеканка, золочение, малахит, миниатюра на эмали. Были собственностью Великой княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской в Штудгарте, впоследствии – собственность Великой княгини Веры Константиновны, герцогини Вюртембергской.

Каминные часы с видом Зимнего дворца, 1820-1830 гг.
Каминные часы с видом Зимнего дворца, 1820-1830 гг.