Игорь Шелковский. «Ваза с цветами»
Где находится: Москва, Парк «Горка»
Классик современного искусства Игорь Шелковский с середины 1970-х годов работает с рельефами и объемной скульптурой. Одно из свойств его работ, которое он сам отмечает, — любую камерную модель можно многократно увеличить без потери выразительности. И эта семиметровая «Ваза с цветами» — характерный пример. Уже несколько лет она перемещается по разным московским локациям: стояла в «Зарядье», Парке Горького, а сейчас обосновалась в популярном сквере в Большом Спасоглинищевском переулке.
Работы Шелковского схематичны — он как будто делает выжимку, создает геометрическую формулу «сюжета»: деревьев, облаков, человеческих фигур или, как здесь, цветочного букета в вазе. Город с его жесткими линиями и природа для художника не противоположности, и его цветы органично встраиваются в городской ландшафт.
Марина Звягинцева. «Water линия»
Где находится: Москва, подземный паркинг парка «Зарядье»
Работы Марины Звягинцевой в большинстве своем не просто уличные объекты, а проекты, созданные для конкретного места и воздействующие на его эмоциональную среду. Паблик-арт и должен так работать — не только привносить смыслы, как делает любое искусство, но и взаимодействовать с определенной локацией, людьми и что-то в этом месте менять, переключать его обитателей на другую волну.
Одна из инсталляций Марины расположена на фасаде и в коридорах детской Морозовской больницы: в прозрачных трубах видны яркие игрушки, задача которых — снизить тревожность и страх маленьких пациентов и их родителей. А «Water линия» в «Зарядье» меняет атмосферу подземного паркинга. Обычно парковка — то место, где не хочется задерживаться, но три инсталляции, выстроенные вдоль основного проезда, цепляют, удивляют и останавливают посетителя.
В распоряжении художницы оказались фитотроны — герметичные ящики для выращивания цветов, которые она дополнила потоками воды — под землей в Москве множество рек, которые спрятаны в трубы, а здесь они выведены на всеобщее обозрение. Парящие в фитотронах растения настраивают на встречу с природой. Инсталляция соединила урбанизм и естественную среду — основные составляющие парка в центре города.
«Мой проект „Water линия“ позволил совместить несовместимое: природу и урбанизм и с помощью природы снять токсичность города»
Леонид Тишков. «Лестница на луну»
Где находится: Каширское шоссе, 52, Культурный центр «Москворечье»
Самый известный свой образ — светящийся лайтбокс-луну — художник Леонид Тишков придумал в 2003 году для фестиваля «Арт-Клязьма». Тогда зрители впервые увидели на ночном небе два светила — природное и рукотворное. Посвященная всем поэтам и мечтателям серия «Частная Луна» вдохновлена картинами сюрреалиста Рене Магритта и его луной, запутавшейся в кроне дерева.
За двадцать лет эта инсталляция Тишкова где только ни выставлялась. Прямо сейчас огромная зеркальная луна, на которую можно забраться по приставной лестнице, стоит на Шелепихинской набережной, еще одна плавает в лодке посреди небольшого пруда в Парке Малевича, а эта появилась в прошлом году на крыше культурного центра в рамках фестиваля «Здесь и сейчас». Удивительное свойство ночных светил Тишкова — они не надоедают и при каждой новой встрече неизменно вызывают прилив мечтательности.
Роман Ермаков. «Стабильная композиция»
Где находится: Парк Малевича, Московская область, Одинцовский городской округ
Скульптура Романа Ермакова входит в серию «Танцующая ось пятого измерения», придуманную несколько лет назад. По идее автора, она должна была заполнить яркими эффектными объектами московские улицы и площади.
«Стабильная композиция» регулярно меняет локацию — премьера состоялась в рамках выставки «Красный сад» около ГУМа, дальше были «Зарядье» и Ходынское поле. На ближайший год она обосновалась в Парке Малевича, и этот природный фон для футуристического существа из другого измерения кажется очень удачным.
Zoom. «Пожарный гидрант»
Где находится: Нижний Новгород, Большая Покровская, 30
Один из самых известных и популярных стрит-арт художников в нашей стране умело играл с растиражированными образами поп-культуры и истории искусства и для каждого находил неожиданные переклички с городской средой. Его первыми уличными героями стали Винсент и Джулс из «Криминального чтива» с селфи-палками вместо оружия, а дальше в Москве, Питере и других городах появлялись Венера из рекламных объявлений, Шэрон Стоун со значком пожарного гидранта, тушащего пожар основного инстинкта, Ипполит под камерой наблюдения, изрядно постаревшие ангелочки Рафаэля и многие, многие другие.
Zoom называл свое искусство «стрит-артом без вандализма» — как правило, работы появлялись на технических сооружениях и не вмешивались в архитектуру, что не мешало городским коммунальным службам регулярно и оперативно закрашивать произведения. Художника часто называли «московским Бэнкси» (что ему ужасно не нравилось) — также как британская звезда, он не появлялся на публике, не называл имени и общался с миром через городские стены и социальные сети с десятками тысяч поклонников, оставляя им пространство для фантазий и невероятных версий о собственной личности.
В конце мая Zoom ушел из жизни, последняя работа появилась в Питере, где он тогда жил, на углу Виленского переулка и Греческого проспекта — «Устал на это смотреть».
Владимир Абих. «Мы — буквы, с нами текст»
Где находится: Томск, здание научной библиотеки Томского государственного университета
Русская культура литературоцентрична — это факт. Великих русских поэтов и писателей большинство людей знают лучше, чем художников, да и художники охотно включают текст в свои визуальные высказывания. В первую очередь это касается концептуалистов, но игра со словом и смыслом шире какого-то одного направления. Мне нравится, как работает с текстом художник из Екатеринбурга Владимир Абих — его надписи привязаны к месту и играют именно в сочетании текста и окружающей среды. «Мы — буквы, с нами текст» перефразирует знаменитую цитату Суворова, а на стене библиотеки оказывается сильным и выразительным высказыванием.
Владимир Чернышев. «Остановка»
Где находится: лес под Нижним Новгородом
Нижний Новгород — один из сильных центров российского паблик-арта, основная активность здесь связана с резидентами студии «Тихая». Владимир Чернышев много работает с ленд-артом и осмыслением проникновения и взаимного влияния природного и человеческого.
Найти его объект «Остановка» в нижегородском лесу — та еще задачка, он явно создан не для экскурсий, а для случайной встречи, которая выбивает человека из привычной колеи и заставляет задуматься. Затерянный в лесу, подчеркнуто бесполезный с общественной точки зрения объект отсылает к состоянию паузы, настойчивому томительному ожиданию и предлагает задуматься о потерянном культурном ландшафте.
Артем Филатов, Алексей Корси. «Сад им»
Где находится: Нижний Новгород
Еще одна нижегородская работа, одновременно поэтичная и мощная по своему воздействию, — паблик-арт проект, созданный художниками Артемом Филатовым и Алексеем Корси на территории частного крематория. «Сад им» затрагивает одну из самых болезненных и табуированных в обществе тем — смерти и нашего страха перед ней, человеческой памяти, скорби и экологичного проживания неизбежного финала любой жизни. Своей тотальной инсталляцией художники переводят все это из категории трагического в возвышенное. Во внутреннем дворе крематория устроен камерный ботанический сад. На сайте проекта можно выбрать растение и посвятить его ушедшему близкому.
Важную роль здесь играет звуковая инсталляция — похожая на старинные хоралы, она создана Евгением Вороновским, скрипачом, композитором и преподавателем саунд-арта и саунд-дизайна. Звучащий на латыни текст составлен из перечисления названий частей тела человека и его внутренних органов. Болезненной темы художники касаются максимально деликатно и бережно, создавая мягкую среду для переживания неизбежного.
Recycle Group. «Геолокация», «Искусственная среда»
Где находится: Краснодар, Парк Галицкого
Эффектный пример того, как паблик-арт меняет городское пространство и создает точку притяжения не только для местных жителей, но и широкого арт-сообщества. Одни из самых титулованных российских художников, родившиеся в Краснодаре Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, по заказу бизнесмена Сергея Галицкого создали для краснодарского парка две инсталляции на тему стремительной цифровизации нашего мира.
Масштабный 130-метровый барельеф из фирменного материала художников — податливой пластиковой сетки — напоминает античные статуи и рассказывает об обучении искусственного интеллекта эмоциям человеческой игры. А стальная пятиметровая иконка геолокации представляет собой 360-градусную панораму, сделанную в том самом месте, где установлена скульптура.
Тима Радя. «Все это не сон»
Где находится: Выкса
Тима Радя — еще один художник из Екатеринбурга, успешно работающий с текстом в городской среде. Стены домов в его концепции — это продолжение внутреннего пространства жилья, поэтому надпись снаружи не отличается от той, какую жители домов могли бы сделать в собственной квартире. «Эй ты люби меня», «Кто мы, откуда, куда мы идем?», «Я бы обнял тебя, но я просто текст» и другие находят отклик у многих и быстро уходят в народ. Светящуюся надпись «Все это не сон», зависшую среди деревьев, художник сделал для ежегодного фестиваля «Арт-овраг» в Выксе.