Прошедшие недавно в Париже два салона рисунка – Salon du Dessin и Drawing Now – продемонстрировали весь спектр этого жанра и ввели в искушение многих коллекционеров и декораторов.
Жанр рисунка зачастую несправедливо считается чем-то вторичным по сравнению с живописью или скульптурой. Однако многие мастера открываются в нем совершенно иначе, а целый ряд авторов и вовсе выступает только в этом жанре, и их работы способны восхищать не меньше других видов изобразительного искусства. Париж, город, в котором концентрация как музейного, так и современного искусства как нигде велика, не случайно приглашает всех заинтересованных лиц ежегодно посетить целых два салона рисунка – каждый из них по-своему интересен. Первый, Salon du Dessin, разместившийся в Palais Brongniart, величественном дворце XIX века, несмотря на грандиозный размер бывшего здания биржи, производит впечатление камерности, уединенности и от этого еще большей значимости представленных на нем работ. Здесь можно обнаружить что угодно – от безупречных примеров стиля Франсиса Пикабиа, Оскара Шлеммера и Ле Корбюзье до великолепных образцов современного рисунка, в частности выполненных такими культовыми китайскими художниками, как Чу Те-Чунь и Зао Ву-Ки.
Галеристы с удовольствием рассказывают о заинтересовавших работах, сообщают стоимость и показывают на планшетах и в каталогах то, что не представлено на выставке. Помимо возможности увидеть и приобрести произведения, обладающие несомненной ценностью, салон рисунка предоставляет возможность познакомиться с претендентами на премию Guerlain – значимое событие в мире рисунка. Учрежденная десять лет назад наследниками косметической империи Флоранс и Даниэлем Герлен, эта премия ежегодно присуждается тому художнику, для которого рисунок является основным средством самовыражения. Работа победителя передается в Центр Помпиду. Однажды Prix Guerlain в размере 15000 евро получил известный российский художник Павел Пепперштейн. В этом году обладателем награды стал румынский график Чиприан Мурешан.
По сравнению с буржуазным Salon du Dessin другая ежегодная выставка рисунка под названием Drawing Now, проходящая в парижском Марэ в старинном стеклянном павильоне Carreau du Temple, производит впечатление ярмарки современного искусства – многолюдной, шумной и живой. Здесь можно не только увидеть весь спектр современного авторского рисунка в его самых необычных техниках и вариациях, но и при счастливом стечении обстоятельств пообщаться с авторами работ, не говоря уже о галеристах. Жизнь здесь бурлит, а на то, чтобы обойти весь салон, потребуется несколько часов. Я бы сказал, что Drawing Now – это идеальное место для того, чтобы подобрать авторский рисунок в создаваемый или готовый интерьер. Цены по большей части вполне разумные, и, в отличие от долгих прикидок и примерок, которыми по вполне понятным причинам сопровождается приобретение дорогостоящих произведений великих мастеров, представленных на первом из упомянутых мной салонов, концепция Drawing Now предполагает более динамичный подход к выбору и приобретению, в полном соответствии с названием этой ярмарки искусства. Однако и этот салон, пусть и не страдающий излишним академизмом, может похвастаться отличной селекцией, в котором обнаруживается немало громких имен.
Мой фаворит этого года – французская художница Франсуаза Петрович. Ее восхитительный акварельный пейзаж, показанный на салоне, произвел на меня такое впечатление, что немедленно захотелось “пристроить” его в какой-то свой проект. Думаю, кто-то из моих коллег непременно последовал моему примеру, поскольку эта и многие другие работы были просто созданы для современных интерьеров, в которых именно визуально легкий рисунок, а не монументальная живопись, может привнести в ощущение пространства изящество и гармонию. Я благодарен моим увлеченным искусством коллегам, Екатерине Сивер и Екатерине Егоровой из шоу-рума Fifth Avenue, а также искусствоведу Екатерине Лимонад за предоставленную возможность вместе с ними увидеть и по достоинству оценить весь спектр рисунка – от исторического до авангардного. Я непременно вернусь на эти салоны, чтобы присмотреть работы для своих новых проектов, и уверен, что на йду что-то очень интересное. Париж не подводит!