Если итальянские интерьерные салоны – это всегда ярмарки новинок, фонтанирующие новыми идеями, смело демонстрирующие прототипы самых разных предметов (которые не обязательно окажутся в серийном производстве) и неизменно приводящие многочисленных гостей и посетителей к консенсусу по любым вопросам благодаря льющемуся рекой просекко, то французские выставки дизайна, тем более высокого – совсем другое дело. В этом году группа дизайнеров-энтузиастов, включая меня, моих прекрасных коллег Екатерину Сивер и Екатерину Егорову из столичного шоу-рума мебели, текстиля и предметов искусства Fifth Avenue, а также «русскую парижанку», искусствоведа Екатерину Лимонад, проинспектировала салон PAD на предмет его полезности и актуальности для декораторов, архитекторов и всех, кому интересен artistic design во всем многообразии его проявлений.
Разница подходов, упомянутая выше, в полной мере отражает разницу характеров и менталитетов: горячий, шумный и яркий итальянский дух не приемлет недоговорок и щедро одаривает всех красотой в итальянском же понимании прекрасного, а элегантный и рафинированный французский стиль всегда балансирует на грани и раскрывается на полутонах, и то не всем. Итальянский подход – спроектировать, произвести, презентовать, максимально раскрутить и в конечном счете продать тот или иной продукт – показал свою исключительную коммерческую успешность во многих областях, от моды до мебели. Но французы славятся совсем другим: они умеют так хитроумно сочетать несочетаемое и представлять те или иные вещи в новом свете, что множество французских объектов дизайна можно считать настоящими символами artdevivre, искусства жить, причем жить всем тем, чем по праву гордится Франция: преемственностью ремесел, артистизмом дизайна, тонким чувством стиля.
В этом смысле проходящий в марте салон искусства и коллекционного дизайна PAD Paris образцово-показателен. По сравнению с другой известной выставкой, изысканной, богемной, но все же по-деловому основательной Maison & Objet, он лишен даже малейшего налета утилитарности, знакомя посетителей исключительно со значимыми образцами современного и исторического дизайна и арта – с теми, которые приобретаются исключительно для удовольствия и пополнения коллекций. Интересно, что старое, антикварное и совершенно новое, только что сделанное, переплетается на стендах представленных на PAD галерей очень органично: произведения подобраны таким образом, что их несомненный уровень – как замысла, так и культуры воспроизводства той или иной идеи – очень близок, и поэтому антикварные раритеты мирно уживаются рядом с великолепным новоделом, демонстрирующим артистизм, зачастую парадоксальный, и лаконичный парижский шик.
Именно шик, но не гламур – отличительная черта салона PAD. Я как следует рассмотрел место проведения салона заранее – с расположенной на последнем этаже особняка на ruedeRivoliтеррасы апартаментов знаменитого парижского архитектора и декоратора Изабель Станислас (Isabelle Stanislas), к которой мы всей компанией заглянули в гости. Выпив по бокалу шампанского и обменявшись новостями, можно было перейти через дорогу и оказаться на салоне. Все здесь было строго и стильно, от огромной черной палатки павильона, раскинувшегося в саду Тюильри, до черного же внутреннего убранства и эстетски оформленного Сарой Лавуан (Sarah Lavoine), даром что временного, сине-зеленого ресторана, совсем не похожего на обычные выставочные кафе: здесь хотелось сидеть с прямой спиной, а смена блюд производилась с достоинством, которому позавидовали бы лучшие гурмэ-заведения города.
Входная группа Studio PAD сразу же произвела впечатление – она была создана Пьером Гоналоном (Pierre Gonalons) при участии легендарного текстильного дома Pierre Frey по мотивам парижских апартаментов Рудольфа Нуриева. Попав внутрь, можно было бесконечно долго рассматривать и исследовать стенды различных галерей, среди которых ежегодно выбираются победители в различных номинациях, а можно было и более динамично пройти по салону, как, например, делали дизайнеры со своими клиентами, выбирая те или иные вещи для интерьера и сразу же прицениваясь. Вообще, салон PAD идеален именно для «комплектации» объекта предметами артистического дизайна класса люкс. Сюда привозят все лучшее и интересное со всего мира, и, обнаружив те или иные близкие по духу галереи, можно впоследствии поддерживать с ними контакты и подбирать вещи для новых проектов.
Итак, в этом году жюри под председательством Мари-Лор Жюссе, главы отдела дизайна Центра Помпиду, и при участии таких звезд мирового дизайна, как Филип Старк, Индиа Мадави, Жак Гранж и Пьер Йованович, выбрали в качестве лучших четыре галереи. Приз за лучший объект современного дизайна разделили между собой галерея Александра Гийемена (Galerie Alexandre Guillemain) с коллекцией светильников и аксессуаров, спроектированных RoWin'Atelier, и галерея Клары Скремини (Clara Scremini) c серией объектов из стекла Sleeves («Рукава») работы Лауры де Сантилланы (Laura de Santillana). Призом за лучшее произведение декоративно-прикладного искусства ХХ века была отмечена Galerie du Passage c настенным ковром, изображающим зодиакальный цикл, работы Эрнеста Буасо (Ernest Boiceau) Лучшим стендом была признана экспозиция африканских масок (удивительно, но парижане их очень любят) галереи Flak. Объекты современного дизайна, отмеченные на салоне, в полной мере отражают двойственность политики салона и пестрый состав его жюри: с одной стороны, они выполнены из актуальных сейчас материалов (полированная и матовая латунь, мрамор, цветное стекло), то есть отвечают модным тенденциям, с другой – в них есть некая отстраненность, изыск, далекие от того подхода, с которым воспроизводят те же самые тренды марки и дизайнеры, апеллирующие к более массовому вкусу.
В заключение отмечу несколько галерей, представивших понравившиеся мне объекты.
1 Галерея BSL продемонстрировала филигранной работы интерьерные объекты из коллекции Jin Shi от шанхайского бюро Studio MVW. Огромное блюдо из розового нефрита, возлежащее на золотых шарах, – особенно хорош в своей вызывающей роскоши журнальный столик для богатых эстетов, его цена 29 тысяч евро.
2 Совершенно восхитительными показались мне декоративные панно художницы Дезире Энгелен (Désirée Engelen), представленные галереей Perpitch & Bringand: изображенные на них «лунные пейзажи» в сложной многослойной технике призваны украсить собой самые рафинированные интерьеры.
3 Лондонская галерея 88-Gallery порадовала подборкой раритетных винтажных светильников Макса Ингранда (Max Ingrand) для фабрики Fontana Arte – однако цена на особенно полюбившийся мне объект совершенно космического вида, Dahlia Chandelier, оказалась довольно внушительной, 40 тысяч евро!
4 Впечатляющую коллекцию предметов интерьера и светильников из все тех же блистательных 50-х представила и галерея Kreo – кстати, на их сайте можно просмотреть все актуальные предложения и запросить цены, отличный ресурс для декораторов.
5 Галерея Boccara и ее хозяин Дидье Марьен (Didier Marien), известный московскому бомонду не в меньшей степени, нежели парижскому благодаря филиалу галереи на Патриарших, как всегда, представили отличную подборку скульптур, шелковых ковров и гобеленов, от традиционного до современного дизайна, но неизменно в интересных дизайнах и цветовых сочетаниях. Звезда экспозиции, обюссонский гобелен 1940 года цвета шартрёз работы Жана Люрса (Jean Lurçat), не остался незамеченным мною и другими посетителями выставки.
6 Наконец, еще один стенд запомнился мне именно его колористическим решением – Galerie Alain Marcelpoil порадовала великолепным владением яркими, сочными и модными сейчас цветами, придавшими выставочному пространству драматизм и напряжение, которых не хватало не некоторых слишком стерильных стендах. Хотя на вкус и цвет… На PAD особенно – ведь здесь каждый демонстрирует собственное видение прекрасного. И так же точно каждый находит здесь что-то особенное – из предварительно отобранного лучшего, crème de la crème – на свой вкус и бюджет; в этом, собственно, и состоит смысл посещения салона. Я обязательно вернусь, ведь интерьер, лишенный уникальных предметов, скучен, а познакомиться с ними в одном месте, да еще и в лучшем городе мира – дорогого стоит.