Как и другие участники выставки New Elements, Томас Сарасено работает на стыке точных и естественных наук, искусства и технологий. Источниками своего вдохновения он считает всю Вселенную — от космоса, Солнечной системы и Земли до паутины, пыли, воздуха, взаимодействия людей и природных объектов. Серия Printed Matter(s) продолжает многолетний проект художника по изучению и проектированию новых воздушных миров, в которых человек будет избавлен от капитализма, соперничества и загрязнения окружающей среды. Эту принципиально новую эпоху будущего художник называет эпохой аэроцена. Над ее концепцией работает созданное им одноименное междисциплинарное сообщество ученых, художников и инженеров из разных стран мира.
В преддверии открытия выставки вспоминаем важнейшие проекты Томаса Сарасено последнего десятилетия.
«На орбите». Музей Штендехаус К2, Дюссельдорф, Германия, 2013
Инсталляция «На орбите», построенная в многоэтажном атриуме дюссельдорфского музея «Штендехаус К2», была задумана и реализована как интерактивный аттракцион для сильных духом экстремалов: пространство над атриумом Сарасено затянул стальной сеткой с закрепленными зеркальными сферами. Посетители могли лазать по этой сетке, представляя себя жителями парящих городов будущей эры аэроцена.
«В воздухе». Palais de Tokyo, Париж, Франция, 2018
Сводную экспозицию, разместившуюся на площади около 13 тысяч квадратных метров в центре Парижа, Сарасено предпочел называть не выставкой, а экосистемой. Художник попытался воспроизвести в объеме свою идею воздушных городов: его узнаваемые зеркальные сферы соединены сетями, напоминающими паутину. Для того, чтобы оптимизировать природные формы, автор организовал специальную арахнологическую лабораторию Arachnid Research Laboratory. Пауков разных видов помещали в стеклянные колбы, затем сканировали сплетенную ими паутину и воспроизводили ее формы в многократно увеличенном размере из нейлоновых нитей. Трехмерная универсализированная модель паутины стала основой для инсталляции «Паук-серебрянка в воздушном пузыре, закрепленном под водой шелковыми нитями» (2017) и матрицей для модели парящего города.
Albedo. Art Basel Miami Beach, Майами, США, 2018
Инсталляцию Albedo в виде композиции из 40 солнечных батарей, напоминающих вывернутые зонтики или гигантские цветы, Сарасено соорудил недалеко от павильонов Art Basel Miami Beach-2018, прямо на берегу океана. Это понятно: где еще батареи могли получить достаточно света, чтобы можно было реализовать суть инсталляции — подъем в воздух аэросолнечной скульптуры Aerocene Explorer? Проект, который художник создал в рамках программы «Художественная комиссия» швейцарской часовой мануфактуры Audemars Piguet, навеян идеями русских футуристов и космистов. Его идея — отказ от ископаемого топлива, использование альтернативных источников энергии, путешествия и жизнь над землей на воздушных шарах и дирижаблях.
«Полет на воздушном шаре Aerocene Pacha». Салинас-Грандес, Аргентина, 2020
Еще один воздухоплавательный перформанс Сарасено проходил в горах над соляным озером. Воздушный шар без гондолы, с одним закрепленным в «люльке» аэронавтом, держался в воздухе исключительно благодаря солнечной энергии, без использования пропана (то есть без привычной для воздушных шаров газовой горелки). Во время полета представители Всемирной федерации воздушного спорта зафиксировали шесть мировых рекордов для шаров, не использующих пропан. Рекорды были установлены в женском и общем разрядах в категориях высоты, расстояния и продолжительности полета. Перфоманс, организованный в знак солидарности с коренными сообществами Салинас-Грандес, проходил под лозунгом «Вода и жизнь ценнее лития».
«Движущие атмосферы». Музей «Гараж», Москва, Россия, 2020
Объект, представленный Сарасено в «Гараже» в 2020 году, был основан на прототипах летательных аппаратов, которые в 1960–1970-е годы разрабатывал французский Национальный центр космических исследований. Внешне он чем-то напоминал многократно увеличенный первый советский спутник, но отличался от него устройством и принципом действия. Принцип основан на идее неподвижности в движении, движущихся атмосфер, слияния с воздушным потоком, о котором говорил один из пионеров воздухоплавания Альберто Сантос-Дюмон. Верхняя часть сферы, как обычно у Сарасено, зеркальная, а ее нижняя часть была выполнена из ультрапрочного ETFE-полимера, разработанного для космической промышленности и часто используемого в архитектуре.
Когда: 18 ноября — 22 февраля 2022 года
Где: Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10