"Русский стиль. От историзма к модерну"
Братина и ковш в «псевдорусском стиле». 1890-е, Дятьковский завод. По эскизу Е. Бем

2017 год объявлен годом «Русского стиля» в рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В этот год Музей открывает новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну» в залах главного дома усадьбы Остерманов.

Задачей новой постоянной экспозиции является не только показ бесценных коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, но раскрытие самого понятия «Русский стиль» в общеевропейском контексте, демонстрация принципов формирования его стилистики в сравнении с общеевропейскими художественными процессами развития национально-романтического направления стиля модерн в разных странах.

В экспозиционном пространстве центральных залов Главного дома усадьбы Остерманов развернута экспозиция, раскрывающая проблемы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода «историзма» 1830 – 1870-х годов до «неорусского стиля» - существенной грани русского модерна (1880-е – 1900-е).

"Русский стиль. От историзма к модерну"
"Русский стиль. От историзма к модерну"

В экспозицию входят произведения из дерева, металла, стекла, керамики, предметы интерьера, графика (рисунки, эскизы), образцы тканей, костюмы, набойки, игрушки, которые позволяют во всей полноте представить эволюцию развития русского стиля от «цитатного» использования художественных приемов и мотивов народного и древнерусского искусства, характерного для эпохи «историзма» к творческому осмыслению художниками национально-романтического направления Виктора Васнецова, Елены Поленовой, Александра Головина, Сергея Малютина, Николая Рериха изобразительного языка и орнаментальных форм народного и древнерусского искусства, к их трансформации в новую пластическую систему русского модерна.

Первый зал экспозиции – «Народное искусство», в котором показаны предметы народного искусства из собрания Кустарного музея, обладавшего со времени его организации в 1885 году самой крупной в России коллекцией, представляющей традиционную народную культуру, занятия и быт крестьянства. Среди экспонатов можно увидеть прялки, набойные и пряничные доски, керамику, народный костюм, образцы тканей XIX века. В зале отражено многообразие народного искусства, служившего источником вдохновения для многих профессиональных художников второй половины XIX — начала ХХ века.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [7]

В зале «Историзм» представлены предметы, характеризующие первый этап развития Русского стиля, получивший название «русско-византийский». Этот этап представлен, в том числе, набором для напитков Императорского стекольного завода, выполненный по рисунку архитектора И.А.Монигетти в 1870-е годы.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [5]

Наиболее явственно черты русского стиля проявляются с середины XIX века, на втором этапе развития «историзма», связанном с широким обращением к народной культуре. При этом предметы народного искусства использовались как собрания «образцов» для заимствования. Этот период характеризуется по большей части «цитатностью», часто формальным соединением разнородных элементов народной архитектуры и прикладного искусства. Это и воспроизведение крестьянской вышивки в декоре архитектурных сооружений, на фарфоре или стекле, орнаментов древних рукописей, и использование атрибутов крестьянского быта (топоры, конские дуги, рукавицы, балалайки) в предметах мебели. Наиболее яркий пример в экспозиции – кресло мастера Василия Шутова и кувшин с орнаментом по эскизу Виктора Гартмана.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [8]
"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [9]

Основные достижения русского ювелирного искусства эпохи историзма принадлежат крупнейшим ювелирным производствам России, к которым по праву можно отнести фирму Павла Овчинникова, одного из крупнейших ювелирных предприятий Москвы во второй половине XIX - начале XX века. В экспозиции можно увидеть подстаканник с надписью «Гостю дорогому. Пить на здоровье» и серебряная солонка в форме деревянной солоницы с декором в виде крестьянской вышивки производства этой фабрики.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [10]

Новый этап развития «русского стиля» лежит в русле эстетики модерна. Открывает этот этап деятельность Абрамцевского художественного кружка, организованного Саввой Мамонтовым. В него входили живописцы Василий и Аполлинарий Васнецовы, Василий и Елена Поленовы, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Михаил Нестеров, стремившиеся создать искусство, основанное на национальных, народных традициях, поэтике легенд и сказаний. В зале, посвященном деятельности Абрамцевского кружка представлены, в том числе, предметы мебели по эскизам Елены Поленовой, основным декором которых стала трехгранно-выемчатая резьба.

Успехи художественного кружка в Абрамцеве вдохновили княгиню Марию Тенишеву на организацию не менее известного творческого объединения в ее имении Талашкино под Смоленском. Деятельность Талашкинских мастерских в 1900–1910-е годы, которыми руководили Сергей Малютин, Александр Зиновьев уже целиком лежала в русле стиля модерн. Изделия, вышедшие из мастерских в Талашкине, были в гораздо большей степени, чем в Абрамцеве, отмечены образной и стилистической свободой художественных решений, более тесно связаны с технологическими, пластическими и декоративными приёмами модерна.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [6]
Ковш-ендова. Автор эскиза: Тенишева М. К. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские 1900-е гг. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение. ВМДПНИ

Завершающий зал экспозиции посвящен деятельности Московского кустарного музея. В начале XX столетия он становится главным творческим и организующим центром, способствовавшим сохранению национальных традиций и продвигавшим на отечественном и мировом художественных рынках моду на русский стиль. Творческая группа художников музея, в задачу которых входило проектирование новых изделий, начала формироваться в конце 1900-х годов. Возглавил её Николай Бартрам. С музеем активно сотрудничали и художники, не входившие в его штат, но выполнявшие «заказные» проекты: Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, Владимир Соколов, возглавлявший Художественно-столярную мастерскую Московского губернского земства в Сергиевском посаде, Наталья Давыдова, руководившая Абрамцевской столярной мастерской (впоследствии, в революционные годы она стала директором музея) и некоторые другие мастера.

Одним из главных объектов художественного проектирования были предметы мебели и небольшие деревянные изделия (ларцы, шкатулки, блюда, вазочки-кистеницы, рамки для фотографий, пасхальные сувениры - точеные яйца, игрушки и иные декоративные формы), выполненные преимущественно в неорусском стиле. Некоторые из проектов, рабочих чертежей и эскизов этих изделий сохранились, как и богатый предметный ряд образцов Кустарного музея. Безусловным творческим лидером среди художников музея был Сергей Малютин. Выполненные по его проектам буфеты и гарнитуры для столовых стали визитной карточкой Музея образцов и Магазина кустарных изделий. Предметы из трех таких гарнитуров представлены в экспозиции.

"Русский стиль. От историзма к модерну": новая экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства фото [11]
Коробка со съемной крышкой. Г Москва, экспериментальная работа Кустарного музея Московского губернского земства, 1905-1907 годы. Луб, дерево, роспись. ВМДПНИ

Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства

УЛ. ДЕЛЕГАТСКАЯ, 3, +7 499 973-32-19, +7 495 609-01-46

http://vmdpni.ru