№1
Возле скульптур Романа Ермакова на «Новой красивой выставке» посетители зависают надолго и начинают гадать, из чего они сделаны и так ли мягки и пластичны, как это кажется. Чтобы снять возможные вопросы, рассказываем: скульптура действительно мягкая, сделана из ткани и вспененного полиэтилена. Для уличных объектов Роман Ермаков использует другие материалы — стеклопластик или полимочевину, то есть полимеры, которые не боятся ни жары, ни холода и обладают антивандальными свойствами. «Я хочу, чтобы моя скульптура простояла долго и радовала несколько поколений зрителей», — объясняет автор.
№2
Скульптуры Романа Ермакова выросли из перформативных костюмов: он начинал как перформер. Серия «Живые скульптуры», которую Роман создавал девять лет, начиная с 2009-го года, — это серия костюмов, состоящих из черного комбинезона и ярких, светящихся деталей. При съемке в темноте видны только сияющие конструкции, которые автор называет своим энергетическим телом. «Живые скульптуры» он дважды показывал на Берлинской неделе альтернативной моды и нескольких фестивалях, а в 2019 году стал хедлайнером большой международной выставки «Инновационный костюм XXI века: Новое поколение».
№3
Роман уверен, что Москва созрела для паблик-арта: осталось совсем немного времени, и на улицах и площадях, в парках и дворах появится современная скульптура, которой городу сегодня не хватает. А вот места для нее достаточно. Чтобы это показать, Роман подготовил большой проект, который был представлен в галерее «Здесь на Таганке». Нашел в Москве 29 локаций, которые могли бы стать площадкой для скульптуры, придумал скульптуру, которая могла бы появиться в той или иной точке, и сделал 3D-визуализацию всех двадцати девяти объектов.
«Визуализация была сделана настолько реалистично, — рассказывает он, — что у меня все спрашивали адреса: куда ехать, чтобы увидеть эту скульптуру. То есть люди абсолютно готовы к тому, что такие объекты могут быть на улице. И они практически сразу после выставки действительно начали появляться». Этот проект был номинирован на 1 Московскую Арт Премию и был показан в Зарядье на выставке номинантов осенью 2020 года.
№4
Самым подвижным из объектов, созданных Ермаковым в последнее время, оказалась его «Стабильная композиция». Сначала она участвовала в выставке «Красный сад», открывшейся на Красной площади, возле стен ГУМа, оттуда перебралась в Зарядье, где простояла еще два месяца.
«Два эти опыта показали, — говорит скульптор, — что она может работать как на контрасте, так и на поддержке архитектуры. На Красной площади она стояла рядом с неорусским фасадом, в Зарядье — на фоне футуристичного здания. То есть контекст был разный». В середине апреля «Стабильная композиция» переедет в парк «Ходынское поле», здесь у нее будет новый контекст — большое открытое пространство.
№5
Городская скульптура, по мнению Романа, может появиться в самом неожиданном месте. Из тех двадцати девяти площадок, которые он обнаружил в Москве, разъезжая по городу с фотоаппаратом, самая нестандартная — это пространство между двумя жилыми домами в спальном районе. Скульптор подвесил между ними 50-метровый объект, состоящий из нескольких разноцветных объемов. Еще одна композиция приземлилась на крыше здания Новой Третьяковки.
№6
Работы Ермакова просят большого масштаба. Супрематический «Эль Небоскреб», установленный перед екатеринбургским Дворцом молодежи, состоит из 17 разноцветных деталей, а его высота достигает 6 метров. С этим арт-объектом, посвященным Эль Лисицкому, происходит то же, что и с другими скульптурами Ермакова — жители города пытаются познакомиться с ним поближе и даже сажают на его выступы маленьких детей, хотя это просто опасно.
«Со временем, я думаю, люди поймут, что городская скульптура — не элемент детской площадки. Ее функция — работать на пространство, на зрительское восприятие, вызывать эмоции, но она не должна превращаться в горку или качели». Хотя детская горка в портфолио Романа тоже есть: он придумал игровую конструкцию для детского сквера в городе Выкса. По версии журнала «Проект Россия», этот сквер вошел в число лучших публичных пространств 2018 года.
№7
Мечта скульптора — создавать кинетические объекты, с крутящимися или вращающимися элементами. Поскольку по разным причинам это пока невозможно, на помощь приходит раскраска — разноцветные полоски создают оптическую иллюзию движения. Кажется, что эти округлые объемы, «поставленные» друг на друга, покачиваются, объект танцует, чтобы обрести равновесие. Одна из таких «танцующих» скульптур сейчас стоит во внутреннем дворике Музея Москвы — на фоне старинных корпусов бывших Провиантских складов с их классической архитектурой «Композиция в черную полоску» выглядит как пришелец из параллельной вселенной — вернее, из пятого измерения, откуда Роман Ермаков извлекает свои скульптуры. При взгляде на нее сразу становится понятно, что она здесь не только организует площадь, обозначая ее центр, но и напоминает, что жизнь в городе может быть намного ярче, динамичнее и интересней.
Когда: 25 марта — 10 мая
Где: выставочный зал Медиацентра парка «Зарядье», ул. Варварка, д. 6, стр. 1