Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Инсталляция The Entire Earth Behind.
Фото
Иван Ерофееев

СТИЛЬ

Ирина Литвинова: в данном случае о стиле сложно говорить как о совокупности приемов. Художница всегда идет от самой вещи, ее истории и тех следов, которые оставили время, люди, само пространство. Именно поэтому Ника часто использует вторичные материалы, которые как бы напитаны смыслами и событиями, чего не скажешь о новом. Художница выступает в роли внимательного аналитика и формальные находки — это еще не все. Чтобы так виртуозно манипулировать свойствами вещей и материалов надо прежде всего хорошо их понимать.

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Ирина Литвинова.
Фото
Антон Доников
Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Фрагмент экспозиции.
Фото
Иван Ерофееев

«НЕВИДИМАЯ СУТЬ ВЕЩЕЙ»

Кира Ян: Практически в каждой работе, представленной на выставке, присутствуют знакомые силуэты и образы, из которых соткана современная повседневность. Однако при попытке распознать эти объекты, происходит диссонанс, столкновение с неизведанным. Оно подчиняет себе течение времени, побуждая зрителя сделать паузу ­– вслушаться в тишину, разглядеть непривычный облик вещей. Посетитель становится свидетелем «будущего, которое уже не настало», в котором объекты освобождаются от утилитарных функций, перестают подчиняться человеческой воле, обретая независимость.

ПРОСТРАНСТВО

Ирина Литвинова: все объекты Ники как будто вырастают из опыта общения человека с окружающим миром, имеют понятное и близкое антропологическое измерение. Такая соразмерность провоцирует телесный отклик, обозначить свое живое присутствие в выставочном пространстве. Этот эффект усиливается тактильными ощущениями, которые сопровождают восприятие работ — холод металла, тепло дерева, шероховатость бетона.

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Кира Ян.
Фото
Антон Доников
Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Работы из серии «Лемниската».
Фото
Иван Ерофееев

ЭСТЕТИКА VS ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Дарья Елистратова: Бытовой дизайн — это соединение функциональности и эстетики. При этом самые удачные с точки зрения дизайна вещи — те, которые практически не заметны в повседневной жизни. Их удобство доведено до максимума, а сами они идеально вписаны в окружающее пространство. В этом мире «невидимого дизайна» мы оказываемся заложниками отлаженного и полностью продуманного до мелочей мира. Здесь не остается места для «системного сбоя», мы существуем в выверенной вселенной, где все работает по правилам и даже не задается вопросом почему эти правила существуют.

Основной трюк, которым пользуется Ника — лишение привычных бытовых предметов их функциональности. Таким образом из двух составляющих дизайна остается одна — эстетическая. Она же становится главной темой вещи и доводится художницей до предела с помощью различных игр с формой и композицией.

Чтобы лишить предметы их функции Ника как бы вытаскивает их из привычной среды обитания и, например, как в случае с перилами, скручивает в непонятные формы. Такая неудобная ситуация заставляет проблематизировать существование разных вещей в повседневности, их функцию, их значение, их устройство и, вообще, переоткрыть для себя объект с новой стороны.

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Дарья Елистратова.
Фото
Антон Доников
Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Фрагмент экспозиции.
Фото
Иван Ерофееев

МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

Кира Ян: художественная мастерская зачастую ассоциируется с местом, в котором художник имеет возможность остаться наедине со своими идеями и мыслями и выйти из привычного круга времени; это собственная микровселенная, место добровольного заключения. Инсталляция Folded Studiо подрывает коллективное представление о «сакральности» пространства мастерской, стирая грань между приватным и общественным. Расположенная в самом начале экспозиции, подвижный каркас студии художницы в Лондоне предлагает посетителю две опции: пройти сквозь и нарушить «личные» границы произведения, или обойти вокруг и рассматривать работу со стороны.

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Инсталляция Folded Studiо.
Фото
Иван Ерофееев

МАТЕРИАЛЫ И ЭКО-ПОВЕСТКА

Кира Ян: Ника осознанно подходит как к выбору материалов, так и к устройству всего цикла создания выставки. Один из главных принципов при работе над новыми произведениями — этический подход к производству и разумное потребление. В своей практике она часто обращается к использованию вторичных материалов: таким образом обрезки и остатки от прошлых проектов преобразуются в самостоятельные арт-объекты. Этот метод, в частности, Ника применяла при работе над инсталляцией «Стратиграфия», в которой пыль и остатки из мастерской художницы превратились в коллаж из геологических образований и одновременно археологический пейзаж фантастического будущего.

Дарья Елистратова: Второй объект, который как нельзя лучше характеризует способ Ники работать с материалами, — «Лемниската». Это скрученные в замкнутые формы перила. Особое требование Ники при изготовлении работы — то, что перила должны быть старыми, бывшими когда-то в использовании. Оно касается не только смыслового наполнения работы, но и этического. Не смотря на то, что найти такие экземпляры в России практически невозможно, в Великобритании это довольно распространенная практика. Весь строительный мусор не отправляется на свалку отходов, а приобретает вторую жизнь. Вот вам и принцип разумного потребления!

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Фрагмент инсталляции The Entire Earth Behind.
Фото
Иван Ерофееев

РЕВОЛЮЦИЯ ВЕЩИ

Дарья Елистратова: Сам по себе паркет в инсталляции The Entire Earth Behind — не нарративная вещь. Он не рассказывает нам никакой истории и не открывает «смыслов». Паркет — это, скорее, застывшее визуальное размышление, он заставляет нас включить другую механику понимания увиденного: не умственную, а чувственную. Мой главный совет — остановится и пофантазировать. Представить эту вещь в движении, как текучая масса расползается по комнате. Ответы на вопросы вроде «Почему паркет так себя ведет?» или «Что с ним происходит?» важно не искать у кураторов или экспликаций, а попытаться найти самостоятельно. Это путь самостоятельного внутреннего толкования непонятных вещей — по сути это то, чем и занимаются кураторы в своей работе (смеется).

В этом случае мы смотрим на стоп-кадр процесса, в котором неживой объект, который по всем известным нам законам предметного мира должен располагаться на полу, невероятным образом оказывается зависшим в воздухе. Однако, если задуматься: кто придумал, что сложенные елочкой дощечки — это паркет, и что паркет — это вещь с одной понятной функцией — быть полом? Паркет, который делает Ника — это паркет, который отрицает ту единственную и простую функцию, которой его наделил человек. Он сопротивляется всем законам и вздымается в протесте против навязанных правил. Получается, что паркет Нееловой — это революция объектного мира против созданного человеком порядка. Таким образом неживая вещь переходит в категорию живых и мыслящих, она наделяется субъективностью и призывает критически воспринимать все объективные правила, которые создало человечество, чтобы облегчить свое существование. Ведь все они — нематериальный дизайн общества, что-то, что призвано сделать сосуществование людей удобным и понятным.

Когда: до 7 января

Где: Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3

Революция вещи: кураторы о выставке Ники Нееловой
Работы из серии «Лемниската».
Фото
Иван Ерофееев