Палаццо Читтерио был построен в XVIII веке. За несколько столетий разные владельцы неоднократно меняли облик здания, а 50 лет назад из него решили сделать музей, но планы по реконструкции неоднократно откладывались. В 1980-х это поручили британскому архитектору Джеймсу Стирлингу, но после его смерти в 1992 году проект свернули.
Наконец, в декабре прошлого года музей открылся для посетителей. Теперь это часть культурного кластера вместе с Пинакотекой Брера и Библиотекой Брайденсе. Архитекторы Mario Cucinella Architects переосмыслили пространство старинного особняка, добавив ненавязчивые минималистичные элементы, которые дополняют историческую архитектуру здания, а не контрастируют с ней.
В палаццо Читтерио представлено более 200 произведений искусства ХХ века, среди которых работы Боччони, Модильяни, Моранди и Пикассо. Здесь есть и современные инсталляции.
Собрание музея продолжает пополняться, но в своей основе состоит из коллекций, которые были переданы в дар семьями Джези и Витали. Для каждого ценного экспоната архитекторы спроектировали специальную витрину — их старались сделать максимально нейтральными, чтобы не отвлекать от интерьеров палаццо — его фресок, карнизов, колонн…
В дополнительных выставочных залах и подвалах проводятся временные выставки — для этого пространства были специально созданы две инсталляции — деревянные скульптуры Марио Чероли и цифровые работы Рефика Анадола, созданные с помощью искусственного интеллекта и переосмысляющие архитектуру эпохи Возрождения.
Скульптуры Марио Чероли.
Цифровая инсталляция Рефика Анадола.
У музея также есть внутренний двор — посреди него стоит круглый деревянный павильон «Маленький храм», он был построен на средства от миланской выставки Salone del Mobile. Эта конструкция, символически связывающая прошлое и настоящее здания, была вдохновлена капеллой Темпьетто Донато Браманте, построенной в 1502 году в Риме. Благодаря модульной конструкции «Маленький храм» можно перенести в Ботанический сад Брера, находящийся по соседству.