На недавно завершившейся ярмарке Art Basel дизайнер Матье Леаннер (Mathieu Lehanneur) представил новую коллекцию объектов, которые отражают одновременно прошлое и будущее нашего мира. Линейка State of the World состоит из 140 алюминиевых скульптур, по форме повторяющих возрастные пирамиды разных стран. Используя статистические данные ООН, Леаннер запечатлел демографическую ситуацию в мире на сегодняшний момент.
«В этот особый момент нашей истории я хотел зафиксировать человечество во всей полноте и сложности, — рассказывает дизайнер. — Подобно тому, как глобус помог нам сделать Землю видимой и осязаемой, чтобы мы могли подержать ее в своих руках».
В декорациях, похожих на греческий амфитеатр, каждая из работ точно отражает уровень рождаемости, ожидаемую продолжительность жизни и историю наций. Составленные из множества слоев, они визуализируют годы жизни от 0 до 100. Узкие части пирамид фиксируют войны, эпидемии и другие исторические катастрофы, тогда как выпуклые объемы показывают всплески рождаемости.
Увлечение дизайнера демографической статистикой началось десять лет назад, именно столько времени потребовалось, чтобы создать и представить всю коллекцию сегодня. Работа с твердым алюминием позволила ему точно реконструировать каждую эпоху. «Пирамиды похожи на игрушки-волчки, которые, кажется, выросли из желания подняться как можно выше, поскольку мы все хотим жить как можно дольше», — объясняет Леаннер.
Каждая из скульптур рассказывает об особенностях стран, и переходя от работы к работе, зритель получает возможность отправиться в путешествие во времени. Демографические провалы, оставленные, например, войной в Камбодже или Второй мировой войной в Европе, становятся свидетельствами, к которым сложно оставаться равнодушным, а все вместе скульптуры помогают представить человечество как единое живое развивающееся тело.
«Чувство принадлежности к группе или стране — гораздо более сильное чувство, чем любая другая форма патриотизма, — говорит Леаннер. — Я думаю, что этот проект напоминает нам о том, что все являются частью чего-то большего. Каждый человек, живущий на планете, запечатлен в одной из фигур в инсталляции. Это одновременно обнадеживает и вызывает головокружение. Наконец, это еще и интимный метафизический опыт — найти свою страну, посчитать слои, узнать свое место в пирамиде. Вы уже там. Прожитая часть жизни находится ниже вашего слоя, а то, что еще предстоит прожить, — выше. Моя любимая, конечно, Франция. Когда я смотрю на нее, я вижу своих детей, родителей, друзей. Я вижу провал Второй мировой и моего павшего деда».