Чуть не стал архитектором
Любовь к искусству Константин Коровин перенял у родителей. Особенно ему нравились акварельные рисунки матери. Художник писал в своих мемуарах, что от ее пейзажей «улетал куда-то в райские края». Вслед за братом Сергеем 14-летний Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но на архитектурное отделение. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он так и остался учиться на нем, а не перевелся на живописное, где его преподавателями стали Алексей Саврасов, Василий Перов и Василий Поленов. Впрочем, Коровин не растерял полученные на архитектурном отделении знания — гораздо позже он спроектировал дачу не только для себя, но и для своего друга Федора Шаляпина.
Первый русский импрессионист
Работу Коровина «Портрет хористки», написанную в 1883 году, позднее назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Интересно, что когда Поленов спросил Коровина, знает ли он импрессионистов, тот только пожал плечами. Многие художники того времени раскритиковали новаторский стиль первого русского импрессиониста, из-за чего он после окончания училища так и не получил высшее звание «классного» художника. Уже в 1887 году Коровин впервые посетил родину импрессионизма — Париж, и написал: «У них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве…»
«Серовин» и «Коров»
Одним из его ближайших друзей был Валентин Серов, с которым они познакомились во время учебы и были участниками знаменитого абрамцевского кружка, организованного меценатом Саввой Мамонтовым. Они были абсолютно не похожи друг на друга — общительный и жизнерадостный Коровин и спокойный и в чем-то даже угрюмый Серов. Их дружба была такой крепкой, что Савва Мамонтов даже называл их «Серовин» и «Коров».
Одно время Коровин и Серов снимали одну мастерскую. В их работах того времени можно заметить взаимное влияние. Именно в тот период и был написан знаменитый портрет Коровина кисти Серова. На нем художник полулежит на топчане, прислонившись к стене. И Серов написал этот портрет в духе так любимого его другом импрессионизма — широкими и фактурными мазками. Позже Коровин вспоминал, что в тот момент в мастерской было очень и холодно и он даже примерз спиной к стене.
Несносный хамелеон
Не всем нравился импульсивный характер Коровина. Супруга Мамонтова Елизавета Григорьевна не слишком любила его за несносный нрав и эксцентричность. Художник Михаил Нестеров так вспоминал о Коровине: «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен… — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть… В нем была такая смесь хорошего с „так себе“…»
Настоящий модник
Несмотря на то, что Коровин вырос в семье обанкротившегося купца, жившей довольно бедно, он питал большую страсть к аристократическим нарядам. В юности он любил носить шелковые жилеты, бархатные пиджаки, обожал кольца и перстни, которых у него было немерено. За это друзья прозвали его Артуром. Правда, модник предпочитал небрежный богемный стиль, поэтому иногда выглядел довольно неряшливо.
К моржам и белым медведям
В 1890-х Савва Мамонтов предложил Коровину и Серову отправиться на Север. В то время он занимался строительством Архангельской железной дороги. Художники с радостью согласились. Они посетили Архангельск, Териберку, поплавали на пароходе «Ломоносов» по Ледовитому океану, создали множество этюдов и даже успели поохотиться на белых медведей.
После этой поездки Коровин написал панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, получившие широкое признание. «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке», — говорил Василий Поленов.
Есть легенда, что из поездки Коровин привез не только новые работы, но и моржа с самоедом. Говорят, во время нижегородской выставки они жили рядом с павильоном — морж в бочке, а самоед рядом.
В 1900 году другие панно Коровина, вдохновленные поездкой в Арктику, представили на Всемирной выставке в Париже. За них художник получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Позднее Савва Мамонтов перенес десять панно из этой серии в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве. Они были там до 1961 года, после чего их передали Третьяковской галерее.
Охотник и рыбак
Коровин, Серов и Шаляпин очень любили охоту и рыбалку и часто сбегали в коровинское имение Охотино. Не меньше они любили и розыгрыши и часто подкалывали друг друга. Однажды Серов решил позвать Шаляпина на рыбалку, но вместо того, чтобы отправить за ним извозчика, решил пробраться в дом друга, спрятаться и напугать того, когда он вернется с выступления. Но Шаляпин так долго не приходил домой, что Серов просто-напросто уснул. Шутка не удалась.
А один раз Коровин и Шаляпин поссорились во время рыбалки. Пока художник пытался научить певца удить рыбу, тот демонстративно во весь голос начал петь «Вдоль да по речке» и, как Коровин его ни просил, продолжал пугать рыбу. Художник ярко описал этот эпизод в своих рассказах. По его словам, он выпрыгнул из лодки прямо в одежде, доплыл до берега, крикнул Шаляпину «Лови один!» и ушел домой. К вечеру Шаляпин вернулся с хорошим уловом и заявил, что совсем бросит петь и будет только рыбу ловить.
Дерзкий театральный новатор
Известно, что Коровин был прекрасным театральным декоратором. Он много лет оформлял спектакли Большого театра, среди которых «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Садко». Новатор в живописи, он стал новатором и в театре — во время работы над постановкой балета «Дон Кихот» с хореографом Александром Горским он решился на невиданный шаг, отказавшись от традиционных пачек и классических причесок. А вместо симметричной планировки выбрал диагональную композицию.
Такие новшества не вызвали восторга в театре. Говорят, маляры нарочно обливали краской декорации, а артисты ни в какую не хотели надевать выдуманные художником костюмы и рвали их. Чтобы справиться с саботажем, Коровин купил маленький револьвер и носил его за поясом на золотой цепочке.
Несчастный в любви
Несмотря на то, что Коровина называли «певцом радости» и всеобщим любимцем, его личная жизнь была полна трагедий. Со своей будущей женой Анной Фидлер он познакомился совсем юным и долгое время держал эти отношения втайне. Их первый сын умер еще во младенчестве, так как не было денег на еду и лекарства. Обвенчалась пара только после рождения второго сына Алексея в 1897 году. Но и с ним произошла трагедия — в 16 лет он бросился под трамвай и лишился ног.
Говорят, Коровин не питал к жене нежных чувств и оставался с ней только из-за чувства вины: «…Она подрывает всю нравственную основу человека. Все ложь, обман, насилие, приставание, прочие свойства… Усталость позы, лень, невнимание и презрение даже к делу, — во всем, чем я занят». Он старался как можно реже проводить время дома, производя впечатление абсолютного холостяка. В 40 лет Коровин встретил любовь — 17-летнюю актрису Надежду Комаровскую. Чувства были взаимными, но художник, терзаемый чувством вины, так и не оставил семью, и история любви закончилась печально.
Трагический конец
Художник тяжело пережил последствия революции — он остался практически без средств к существованию. С надеждой на лучшее и ради здоровья жены и сына в 1922 году он эмигрировал в Париж, который так любил. Но город не принял художника — он с трудом сводил концы с концами. В какой-то момент его настигла еще одна другая трагедия — Коровин начал слепнуть и уже не мог писать картины. Тогда же он написал свои воспоминания и множество рассказов, которые помогли ему удержаться на плаву и подарили потомкам бесценные свидетельства о его жизни и жизни других художников того времени.
Коровин мечтал вернуться на родину и говорил, что хотел бы умереть в России. Но этому не суждено было сбыться. Сердце художника остановилось в Париже 11 сентября 1939 года, ему было 77 лет. Он умер в абсолютной нищете и был похоронен практически как бездомный на кладбище Бийанкур. Позднее его прах перезахоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где он покоится вместе с женой и сыном