MYDECOR: Выбранное для выставки место кажется немного застывшим: недостроенная галерея. Недостроенное пустующее здание, усадьба с лесом-заповедником. Расскажите, пожалуйста, как локация проекта помогает представленному там искусству?
POLLY T: Современное искусство — не застывшая форма, в которой отливаются те или иные практики. Это почва, на которой работы произрастают. Наш проект сайт-специфичен: все художественные высказывания, представленные здесь, буквально выросли из местной почвы. Мы работали с темой края, изучали историю места — давали возможность высказаться пространству. При этом наши локации очень сильны как самостоятельные высказывания. Надо было соблюсти баланс между работами художников и впечатляющей фактурой, чтобы окружающее не подавило их. Я думаю, у нас получилось. В нашем проекте создается пространство общего дыхания.
ВЕРА ЕРШОВА: Вы правильно отметили про ощущение застывшего времени, законсервированного пространства. Мне кажется, именно это объединяет такие разные локации: музей-заповедник и заброшенное здание рядом в лесу. Многие созданные художниками работы представляют или даже исследуют именно это ощущение застывшего.
Какой будет экспозиция и маршрут проекта? Будут ли подтемы/зоны?
P.T: Наш проект разместится на трех площадках: в недостроенной бетонной галерее, в лесу и на территории музея-заповедника «Горки Ленинские», внутри каждой присутствует навигация, ссылки на сайт, общие карты, есть аудиогид на Izi.Travel. Маршрут зритель выстраивает сам — от бетонного куба в поселке к «Горкам Ленинским», либо наоборот. Мы не стремимся показать зрителю, что он должен думать и чувствовать. Важно, чтобы каждый мог собрать свой собственный маршрут, выстроить свое отношение к увиденному. Одна из наших главных тем — это изучение пограничной зоны, еще не городской, но уже и не природной. Взаимовлияние двух сред существования, не противопоставление их. Каждый из художников предлагает свой взгляд на сосуществование — человека и нечеловеческих объектов, прошлого и настоящего, урбанистического и живого.
В других интервью вы рассказывали, что проект в том числе имеет экологическую повестку. А как с помощью искусства можно защитить место?
P.T: Защитить в прямом смысле мы не сможем. Но мы можем выделить это место из слепой зоны общества. Люди привыкли относиться ко всему как к фону для селфи. Нет никакого личного отношения, только потребительское. Художники — и мы в том числе, потому что в проекте мы участвуем и как художники, — могут выделить это пространство из фона, дать зазор, необходимый для восприятия. Отделить объект от ряда других. Дать зрителю возможность увидеть место первым взглядом путешественника. Тогда возникнет личное отношение, которое не подразумевает пренебрежения. Мы меняем оптику взгляда. Надеюсь, что каждый посетитель, побывав в этих местах и увидев наш проект, сможет затем увидеть и свою окружающую действительность не как фон, а как калейдоскоп настоящего. Об этом я говорю в своей работе «Не было», создавая пространство коллажа из образов и звуков.
В.Е: С помощью искусства можно трансформировать место, задать новый вектор развития для него и для всей территории вокруг. Вот вы уже узнали о нашем месте, о том, что рядом есть прекрасный липовый лес, который благодаря нам получит шанс выжить.
Проект сделан самоорганизацией художников при поддержке ИСИ Иосифа Бакштейна. Расскажите, пожалуйста, про внутреннюю кухню Института. Какими особенностями обладает на ваш взгляд сегодняшнее обучение там? Каков подход, которому учат будущих кураторов?
P.T: В институте нет деления на лекции или артист-токи для кураторов и художников. Мы учимся вместе. При этом и я, и Вера поступали как художники. Я, например, работаю с анимационным коллажем и звуком. Но во время обучения понимаешь, что можешь больше. Я благодарна преподавателям, что нам дали нужную для работы теорию и перспективу. Огромным и важным опытом я считаю ряд обсуждений концепции и работ, которые мы проводили со Станиславом Шурипой, членом нашего экспертного совета и ректором ИСИ ИБ. Он также читал нам годовой курс лекций, посвященных истории идей в искусстве со второй половины XX века. Все студенты и выпускники института отмечают, что эти лекции меняют отношение к работе, дают контекст и ваше ощущение в нем. Это то, что является уникальным свойством института, — так его мыслил его основатель Иосиф Бакштейн. Это открытая система, которая создает условия, дает знания, информацию для конструирования себя как участника арт-мира, мысля себя в контексте происходящего прямо сейчас.
В.Е: Очень важным оказалось сообщество художников, которое формируется в процессе обучения в институте. Не вертикальные, а горизонтальные связи. Благодаря этому сообществу и сложился наш проект. Мы провели внутренний open call и откликнулось огромное количество не только студентов, но и выпускников, вполне известных художников.
В проекте можно будет увидеть работу Павла Пепперштейна «Спорные грибы». Кажется, он не связан с Институтом. Каким образом работа вошла в выставку?
В.Е: Объект Павла Пепперштейна «Спорные грибы» был приобретен Дмитрием Юрьевичем Аксеновым (RDI group) после Детского Архстояния в 2017 году и перенесен на поле рядом с ЖК «Южная Долина». Когда мы с Дмитрием Чуйко (продюсер и художник «Быть здесь») начали готовить наш проект мы подумали, что важно реконструировать первый в нашем районе лэнд-арт объект и предложили эту идею Дмитрию Аксенову. А он ее поддержал. И было принято решение не только реконструировать объект, но и перенести его на территорию поселка. Реконструкцию проводит КБ Никола-Ленивец.
За какими молодыми художниками, участниками проекта вы советуете следить как кураторы. И почему?
P.T: Сложно сказать. Следить нужно за всеми. Все вокруг — это большой коллаж из идей, людей, высказываний. Его прекрасно ощущать целиком.
В.Е: Мне кажется, все наши художники заслуживают пристального внимания. Несомненно, Павел Зуданов с его надувным монстром станет хитом нашего проекта. Его работа с пространством и архитектурой здания невероятная. Еще один художник, который работает именно с пространством — Алена Троицкая. Анна Салимзянова делает очень классные с визуальной точки зрения объекты, разные по формату, структуре и концептуальному подходу.
Когда: по 15 сентября 2024 года
Где: ЖК «Южная Долина» и музей-заповедник «Горки Ленинские»