Знаковый для состояния уличного искусства в Нижнем Новгороде фестиваль «Новый город: Древний» проходил с 2014 по 2016 годы. Его уникальность заключалась как раз в работе художников с жителями: в 2016 году в течение двух недель последние могли подать заявку на то, чтобы принять участие в проекте, — и на их домах появились работы современных художников.
Уличное искусство в Нижнем Новгороде расцвело в начале 2010-х годов, и тогда же сложился его узнаваемый стиль: многие художники здесь работают с историческим деревянным наследием города и расписывают руинированные пространства. Они быстро поняли, что у этих руин есть история и контекст, и стали выстраивать отношения с горожанами и краеведами и включать их истории в свои работы. Жители деревянных домов любили свои дома и видели в создании произведений искусства на них своеобразный акт заботы.
Как рассказывает Артем Филатов, куратор и основатель фестиваля «Новый город: Древний», в Нижнем сложился уникальный принцип работы сообщества уличного искусства: художники знают, как общаться с местными жителями, и умеют это делать. На этот принцип устройства стрит-арта в городе и был сделан фестивалем акцент, что оказалось очень важным сразу с нескольких сторон: во-первых, это гарантировало безопасность работы художника. Во-вторых, жители активно участвовали в создании работ. В-третьих, это помогло в дальнейшем согласовать работы уже с городскими властями.
«Одна из главных проблем фестивалей уличного искусства — согласование. Художник обычно единолично решает, где хочет рисовать. И вместо того, чтобы быть голосом простого человека, он пользуется привилегией создавать то, что хочет — и где хочет. Мы хотели поработать с этой проблемой, а заодно очистить юридическую сторону фестиваля.
Краудсорсинг стал потрясающей возможностью: в проекте приняли участие люди, которые переживали за свои дома и заботились о них. В посвященном фестивалю итоговом фильме «Теплые стены» среди персонажей мы оставили только жителей, потому что главные герои этого проекта — они.
У всех работ была разная судьба: один дом был снесен, жители другого переехали, и искусство на стенах поизносилось, зато моя любимая работа на Нестерова, 35 (ее создали Стас Добрый и Тима Радя) существует и по сей день: жители позвали меня отстоять ее у фонда капитального ремонта. Что мы и сделали»