Поэт, бунтарь, актер, сценарист — у Владимира Маяковского было много ипостасей. Об одной из них вспоминают нечасто. Автор «Флейты-позвоночника» заложил основы современной рекламы, а его плакаты, продвигающие обувь в ГУМе и продукты в Моссельпроме, в буквальном смысле слова двигали торговлю молодого советского государства. Обо всем этом рассказывает выставка в Подземном музее «Зарядья» — «Владимир Маяковский: «Я — рекламист“», приуроченная к 130-летию со дня рождения поэта.
Верил в силу своего слова
Владимир Маяковский не считал, что поэзия и придумывание рекламных слоганов чем-то отличаются. Для него это были равнозначные творческие процессы. Ведь поэт должен был всего себя отдавать строительству нового мира. Поэтому слоган «Нигде, кроме как в Моссельпроме» он считал «поэзией самой высокой квалификации». А Лиля Брик вспоминала, что всегда в основе стихов были личные переживания. «Он не только других агитировал, он и сам не хотел покупать у частников», — писала она.
Создавал плакаты в технике лубка
В начале Первой Мировой войны вместе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем Маяковский участвовал в объединении «Сегодняшний лубок». Сатирические сюжеты в традиционной технике сопровождались короткими стихами — емкими и легко запоминающимися. Они поднимали боевой дух и критиковали врагов. Юмор на этих плакатах был слегка «фельдфебельский», что только еще больше привлекало к ним внимание.
Нарисовал 400 Окон РОСТА
За два года из полутора тысяч плакатов Окон РОСТА Владимир Маяковский придумал тексты к подавляющему большинству, и сам нарисовал около четырехсот плакатов. А вместе с ним над Окнами работали Казимир Малевич и Аристарх Лентулов.
Создавал плакаты вручную
Маяковский работу в Окнах РОСТА и его преемнике Окнах Главполитпросвета называл «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища». Эти плакаты заменяли газеты — для неграмотного населения они были главным источником информации о том, что происходит в стране и в мире. Обходились без печатных станков. Начинали в промерзающей мастерской, а заканчивали дома. Поэт вспоминал, что мог работать до двух ночи, а потом ложился спать, подкладывая под голову вместо подушки полено — чтобы не проспать и с утра доделать последние штрихи. Скорость работы была такой, что художники Окон могли с легкостью, не открывая глаз, нарисовать силуэт человека.
Придумал рекламное агентство после ссоры с Родченко
Вместе с Александром Родченко Маяковский создал рекламное агентство полного цикла — они сами искали заказчиков, представляли им свое портфолио, знакомили с расценками и затем создавали для них креативную рекламу, которую потом встречали на каждом углу горожане и приезжие. Возникло их содружество после бурной дискуссии. Увидев рекламу, которую придумал Родченко для «Добролета», поэт в пух и прах разругал стихи на плакате «Тот не гражданин СССР, кто „Добролета“ не акционер». Родченко страшно обиделся: в конце концов, что-то никто из профессиональных поэтов не горит делать стихи для рекламы, приходится самому. Но скоро Маяковский предложил ему делать рекламу для ГУМа — так появился «Реклам-конструктор».
Получил награду Всемирной выставки за рекламу
В 1925 году для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже Александр Родченко спроектировал «Рабочий клуб», в помещениях которого размещались плакаты, придуманые вместе с Маяковским. «С Володей за рекламу получили серебряную медаль. Мы бы получили и золотые, но Франция к СССР относилась тогда неважно и явную агитацию не поощряла», — писал Родченко.
Создал самые известные слоганы начала века
Маяковский и Родченко придумывали рекламу для Резинотреста, Мосполиграфа, Моссельпрома, призывая покупать их продукцию. Хлеб, конфеты, шины и галоши, соски — не было такой вещи или продукта, который бы не продвигал «Реклам-конструктор». Только для Резинотреста агентство придумало дюжину плакатов, а уж для Моссельпрома — так и вовсе бессчетное количество. В том числе знаменитый слоган «Нигде, кроме как в Моссельпроме». В качестве световой инсталляции его даже установили на здании управления треста.
Придумал с Родченко рекламу ГУМа
Придумывали в «Реклам-конструкторе» и рекламу для ГУМа: «Все, что требует сердце, тело или ум — человеку предоставляет ГУМ».
В общей сложности для главного универсального магазина Родченко с Маяковским придумали 12 плакатов. А также создали знаменитый логотип, который хорошо знаком и современным покупателям.
Придумал гигиеническую рекламу
Сейчас кажется странным, что рекламные плакаты призывают чистить зубы и регулярно мыть руки. Тогда же призывы были вполне понятными: новые советские люди должны заботиться о своем теле — заниматься спортом, следить за здоровьем и гигиеной. Популярная в советское время «Чистота — залог здоровья» имела вполне конкретный смысл: в Стране Советов гулял тиф, разносчиком которого были платяные вши, так что призыв почаще мыться и следить за гигиеной имел жизненноважное значение. Был у Маяковского и личный трагический мотив: его отец умер от заражения крови, уколовшись булавкой. С тех пор поэт страдал от бактериофобии и старался избегать любого контакта со швейными принадлежностями.
Стихи и слоганы Маяковского использовали до 1980-х годов
Как стихотворения и пьесы, рекламные идеи, придуманные Маяковским, использовались и после его смерти. Например, тексты с гигиенических плакатов пригодились для рекламы мыла и зубного порошка от Главпарфюмера. А стихи о борьбе с порчей имущества и разгильдяйством активно использовались в конце 1970-х.
Когда: до конца лета 2023 года
Где: Подземный музей парка Зарядье, Варварка, 6