Выставка начинается в фойе, где находится большая карта осажденного Ленинграда.
27 января 2024 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге открылась выставке «Город-герой Ленинград», рассказывающая о том, как осажденный город продолжал жить и как и какими силами ленинградцам удалось выстоять и победить.
В экспозиции представлено более 600 исторических предметов и произведений искусства, предоставленных частными коллекционерами, музеями, библиотеками, театрами, архивами, предприятиями Санкт-Петербурга. Отдельное внимание организаторы уделили работе художников блокадного Ленинграда: на выставке можно увидеть около 200 графических и живописных произведений, среди которых работы Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартилла, Якова Рубанчика и многих других.
Неотъемлемой частью художественного проекта стал аудиоспектакль, герои которого помогут современному жителю погрузиться в события, происходившие в блокадном городе и через их личную историю увидеть, как жил и боролся Ленинград. Героев аудиогида озвучили Нина Усатова, Тихон Жизневский, Сергей Мардарь, Евгения Фадеева и Ярослав Гребельный.
Экспозиция начинается на втором этаже, в кинозале, где демонстрируются старые фильмы. В сентябре 1941 года в городе еще продолжается мирная жизнь, и хотя 1 сентября дети не пошли в школу, они еще ходят в кино и надеются, что все скоро закончится.
Юлия Сталь, координатор проекта
«Выставка построена по тематико-хронологическому принципу. Это панорама самых разных сфер городской жизни во время блокады: изменение облика Ленинграда, эвакуация, рынок, промышленность, работа научных институтов и учреждений культуры. Все эти разделы подробно рассматриваются в период 1941–1942 годов и отражены через призму переживаний героев аудиогида. 1943 год представлен в формате инфографики — через ключевые события и факты. В финале выставки — ключевой экспонат, копия той самой золотой звезды «города-героя».
Несмотря на голод, холод и смерть, город продолжал жить. В городе проходили концерты и выставки, продолжали работать предприятия и научные институты.
В блокадном Ленинграде продолжались издаваться книги. Часто это были маленькие пособия о том, как выжить: как выращивать овощи, готовить лопухи или обогреться.
В эти страшные дни многих спасали книги. Их приносили в бомбоубежища и читали вслух.
«Впервые выставка в Манеже начинается со второго этажа — это связано одновременно и с концептуальным, и техническим решением. Экспозиция постепенно погружает зрителя в трагические события ленинградской блокады, и кульминацией становится инсталляция „Холод“ — спуск вниз через страшную, грязную, обледенелую парадную. Мы буквально „спускаемся в ад“, переносимся в самое сложное время — зима 1941-1942. Проходим через стихийный черный рынок, завод, библиотеку и блокадный театр, чтобы вернуться домой и понять, что его больше нет, он разрушен очередным артобстрелом. Белый коридор — пауза, минута молчания, который отделяет эту страшную зиму от наступившей затем весны в городе-огороде с ее первыми выставками, спортивными событиями и снова поехавшим трамваем».
С началом Великой Отечественной войны основную часть собрания Эрмитажа эвакуировали на Урал, в Свердловск. Но музей не закрывался и оставался «островком надежды» для ленинградцев в самые трудные дни. В Эрмитаже проходили лекции и экскурсии по пустым залам с пустыми рамами на стене.
Крапива, одуванчики, лопухи, щавель — все это собирали и ели.
Рецепты салатов и супов из дикорастущих растений.
«Кроме того, начало экспозиции со второго этажа позволило разместить инсталляцию укрытого „Медного всадника“ почти в натуральную величину, монумент упирается в крышу Манежа».
Скульптура «Медного всадника» в натуральную величину, обитая досками и укрытая мешками с песком — так, как это было во время войны. В этом зале рассказывают, как ленинградцы спасали свои памятники.
Петр Толпин, архитектор проекта, основатель бюро DD: A|D
«Данная экспозиция — результат глубокого междисциплинарного сотрудничества. Архитектура, в данной конструкции становится частью драматургического замысла. Пространства переосмысляют образы и расставляют визуальные акценты на пути общего повествования. Принцип пространственной коммуникации можно сравнить с многосемейным фильмом. Каждый зал — самостоятельный рассказ имеющий свои акценты, образы и документальные подтверждения подлинности истории. Ритмически каждый эпизод заканчивается „вспышкой“ белым вакуумным пространством, позволяющим посетителю четко отделить каждую сцену друг от друга и осмыслить ее. Также такой прием дает возможность выстроить художественный принцип каждого конкретного зала в отдельности и менять приемы взаимодействия пространства с посетителем».
«Тотальные инсталляции сменяются более легкими образными залами, меняется баланс музейного и предметного ряда, таким образом поддерживаю общую драматургию проекта. Важной задачей в построении маршрута стала попытка дистанцировать посетителя от привычного пространства выставочного зала, сделать маршрут линейным, но при этом не давать посетителю визуальной подсказки о длине маршрута, сосредоточить внимание на истории и повествовании, а на пространстве, которое имеет четкие границы».
Антон Оконешников, режиссер
«Этот важный полифонический проект возник как процесс взаимодействия театральных и музейных практик. Мы выходим на новый уровень работы со зрителем, воздействуя на его восприятие. Благодаря визуальным и звуковым эффектам, а также физическим ощущениям, посетители не просто знакомятся с материалом и следят за сюжетной линией, но и проживают новый эмоциональный опыт».
Зал, посвященный художникам блокадного Ленинграда.
Когда: 27 января — 12 мая 2024
Где: Санкт-Петербург, Центральный выставочный зал «Манеж»