Выставка занимает почти три тысячи квадратных метров и 13 залов, каждый из которых имеет свою оригинальную сценографию и представляет собой одну из страниц жизни лидера группы «Кино». В экспозиции представлены уникальная коллекция личных вещей музыканта, редкие документы и фотографии, гитары, сценические костюмы, картины и видеозаписи из семейного архива — в общей сложности более 300 предметов. Есть здесь и самые настоящие раритеты. Например, двойной кулон с сердцем и ключом к нему, купленный Цоем в январе 1990-го года в США, из коллекции его гражданской жены Наталии Разлоговой, кассета группы, которую он слушал в тот роковой день или та самая удочка, с которой музыкант 15 августа 1990 года поехал на рыбалку.
А еще здесь можно почувствовать настоящий запах легендарной «Камчатки», послушать любимые песни Цоя и даже всем вместе спеть караоке. Отдельным добрым словом хочется отметить аудиогид, выполненный в виде магнитофонной кассеты — словно попавшей в XXI век из старых советских времен.
Первая выставка, посвященная жизни и творчеству Виктора Цоя прошла в московском «Манеже» в 2022 году. Тогда организаторам не удалось воплотить в жизнь все задуманные идеи, и вот теперь, спустя два года, — новый сезон, уже на родине музыканта, с обновленной концепцией и новыми смыслами. В подготовке выставки принимали активное участие семья, друзья и близкие Цоя, в том числе его сын Александр. О том, что изменилось в новой версии выставки-байопика и как строится экспозиция, рассказывает основатель и генеральный директор Planet9, автор идеи и продюсер проекта Агния Стерлигова.
«Это масштабный проект, в котором 13 совершенно разных залов, объединенных общей главной темой — личностью Виктора Цоя. Каждый из них по-своему интерпретирует тот или иной сюжет из его жизни. Мы называем эту версию выставки „режиссерской“, поскольку здесь нам удалось реализовать то, чего не получилось сделать в Москве.
Так, например, в Санкт-Петербурге мы сделали классную коллаборацию с командой dreamlaser на выходе в последнем зале, где звучит композиция «Последний герой». Это иммерсивное световое шоу, своего рода несуществующий видеоклип на эту песню, участником которого становится каждый из посетителей».
«О выставке в Санкт-Петербурге мы стали задумываться давно, практически сразу после закрытия московского проекта»
«Кроме того, вместе с режиссером Еленой Бродач мы придумали караоке-зал — место, где зрители могут вместе исполнить композицию Виктора Цоя. На самом деле эту задумку мы очень хотели реализовать еще два года назад в Москве, но тогда не смогли, в том числе по финансовым причинам. Но идея так и просилась воплотиться в жизнь. Многие приходящие на такую выставку хотят спеть любимые песни „Кино“, и инсталляция в караоке зале позволяет сделать это в максимально интересном формате».
«И моя личная гордость — первый зал, на котором хочется остановиться поподробнее. Дело в том, что когда мы делали выставку в Москве, мы начинали ее с зала Timeline — очень плотного по количеству экспонатов и информации пространства. В итоге там всегда возникала „пробка“, что не очень хорошо для такой популярной выставки. Поэтому в Санкт-Петербурге выставка начинается с нового зала „Ленинградская легенда“. Это и оммаж родному городу Цоя, и пространство, которое позволяет немного „разрядить“ зрительский поток перед входом в следующий зал Timeline.
Мы предлагали поработать вместе с нами над этим пространством разным современным и театральным художникам, но у нас как-то не сложилось, и в итоге мы придумали его сами. В какой-то момент со мной случилось, как говорят, озарение, я поняла, что нужен масштабный центральный объект, который будет привлекать внимание — фигура Виктора Цоя. Его выполнила замечательная архитектор Надежда Егерева, которая просто феноменально смогла ухватить характер героя Цоя из фильма «Игла». Она как бы разложила его фигуру на 3D-модель, которая, с одной стороны, является очень узнаваемым образом, а с другой стороны, достаточно абстрактным. И теперь эта инсталляция — одна из самых фотографируемых на выставке».
«Наш самый популярный и всегда самый фотографируемый зал — это, конечно, вот эта закручивающаяся черно-желтая спираль Timeline. У него любопытная история. Дело в том, что с самого начала мы рисовали его как своего рода оммаж эпохи — с советскими обоями, румынской мебелью, которая бы с порога погружала посетителя в то время, когда жил и творил Цой. И вот когда до открытия выставки в Москве оставалось несколько месяцев я поняла, что все это надо убирать, что нам нужен wow-эффект, который бы сразу сшибал посетителей с ног. Так что мы все переделали, перезаказали и не прогадали, потому что теперь это самый любимый у всех приходящих на выставку зал. Кстати, источником вдохновения для этой спирали служил… фильм „Остин Пауэрс“.
Для проекта в Санкт-Петербурге мы сначала думали покрасить этот Timeline в какие-нибудь другие цвета. Например, фиолетовый. Сделали много тестов, и поняли, что лучше черно-желтого ничего нет. Это наша визитная карточка».
«Экспозиция построена скорее по тематическому принципу, нежели чем по хронологическому. Мы берем разные аспекты личности и творчества Виктора Цоя — музыканта, художника, актера, иконы стиля, поэта, Цоя и его окружения, космополита и т. д. — и подробно раскрываем их.
В Санкт-Петербурге нам удалось «закольцевать» композицию. Так, при входе Цой встречает посетителей в виде масштабного аналогового объекта, а в последнем зале провожает уже в диджитально-метафизическом виде. И я очень довольна нашим сотрудничеством с командой dreamlaser, что последний зал получился таким действительно эмоционально вовлекающим, потому что лично мне в Москве не хватало на выходе какой-то крепкой «якорной» истории. Это классная яркая финальная точка современности в конце путешествия по вселенной музыканта».
«И, конечно, очень важно, что в Петербурге у нас появилась детская линия на основе детской книжки „Цой. История рок звезды в буквах и картинках“ Дениса Бояринова и иллюстратора Маши Шишовой. Наши посетители часто приходят на выставку с детьми, которые вместе с родителями стоят в наушниках, подтанцовывают, подпевают, и это очень здорово!»
Когда: до 10 марта 2025 года
Где: Санкт-Петербург, «Севкабель Порт»