«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль-перформанс «Сон Татьяны» в Москонцерте совмещает в себе жанры «Театра художника», звукового-шумового и иммерсивного театра. Зрители попадают в пространство зачарованного леса, в котором оживают персонажи страшного сна, и оказываются на фантастическом пиршестве-гадании чудовищ (актеры и механические куклы).
Фото
Алиса Калинина

О ТЕАТРЕ «ПУХ И ПРАХ»

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Пушкин — Анастасия (Алена) Смирницкая, Татьяна — Этель Иошпа.

АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Мы познакомились в театре «Школа Драматического Искусства», где я была актрисой, а Этель пришла туда с лабораторией Дмитрия Крымова (это был курс художников-постановщиков, который учился у Крымова в ГИТИСе). Там они начали ставить свои феерические спектакли, в которых сами же и участвовали.

Потом случился детский спектакль Этель «Съеденное время» в театре «Домик Фанни Белл», либретто и текст к которому писала Екатерина Поспелова (спектаклю уже десять лет, что для частного театра огромный срок!). Еще одного участника — Сергея Быстрова — я знаю по нескольким актерским проектам. А еще с нами работают замечательные художники-бутафоры Мария Калмыкова и Максим Проценко.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

В прошлом году Этель пригласили поставить спектакль специально для Пушкинского фестиваля. Для него был создан иммерсивный спектакль-бродилка с гаданием «Сон Татьяны», который играли прямо в лесу. Потом мы выиграли грант от комитета по культуре РФ и перенесли спектакль в помещение Москонцерта на Пушечной, значительно расширив и дополнив его, но при этом сохранив атмосферу мистики, леса и сна. Сейчас помещение на Пушечной закрывается на ремонт, поэтому мы ищем другое место в Москве, что весьма непросто: нам нужно целых семь пространств для семи локаций, которые зрители проходят во время спектакля.

В общем, по прошествии года мы поняли, что нам интересно работать вместе и решили, что теперь мы театр «Пух и Прах».

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль «Сон Татьяны» в Москонцерте.
Фото
Алиса Калинина

О СПЕКТАКЛЕ «СОН ТАТЬЯНЫ»

ЭТЕЛЬ ИОШПА: В основе спектакля — пятая глава «Евгения Онегина», самая мистическая и загадочная. В ней Татьяна видит «чудный сон» после святочных гаданий, в котором она получает метафорическое пророчество, и это самый странный, таинственный и «потусторонний» эпизод романа. Он наполнен причудливыми, гротескными образами, в нем, как в любом сне, отсутствует логика, и царит какая-то пугающая атмосфера потустороннего и непостижимого.

Мы постарались собрать эти разные, как будто не связанные друг с другом образы в единую историю «Сна Татьяны», оставляя зрителю право на собственную интерпретацию того, что он видит. Кому-то в этом поможет сказка — у нас много всего сказочного. Кому-то — узнаваемая предметная среда, у нас предметы становятся участниками действа, как нечто живое, наделеное душой, характером, своим свобственным голосом. Кому-то — звуковое оформление.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль «Сон Татьяны» в Москонцерте.
Фото
Алиса Калинина
«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

Пятая глава пушкинского романа становится отправной точкой для того, чтобы с помощью сна героини проникнуть в архаичный мир, обратиться к глубинной стороне нашего бытия, нашим тайным желаниям и страхам. Татьяна в спектакле — архитипичный образ девушки, пытающейся заглянуть в мир потустороннего, подсознательного и разглядеть там свое будущее.

В спектакле мы используем фольклорные образы и символы и обращаемся к традиционным народным гаданиям и обрядам в их пластическом выражении — ловим зеркальцем Луну, кладем его под подушку, бросаем за ворота башмачок, гадаем на суженого и судьбу на свечном воске, цветах, полете птиц, кофейной гуще и так далее.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

Важные образы в спектакле — Кукушка и Ворон. Кукушка-предсказательница, отвечающая на вопрос «сколько мне жить осталось? И Ворон, вестник смерти, который всегда отвечает «Никогда», «Нисколько» («Nevermore»). Центральная сцена — пир с чудовищами — придумана как символическая свадьба этих двух персонажей, которая во сне оборачивается в свою противоположность — похороны. Кукушка качает колыбельку-гробик, а вместо пушкинского Онегина, во главе стола — зеркало. Это метафорический Суженый. Вернее, Суженое. Каждый увидит в нем нечто свое.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

В конце фантасмагорической Свадьбы-Похорон зрителю нужно будет сделать свой собственный выбор: одну из трех дорог на развилке. Отправившись в дальнейшее путешествие, он получает свое персональное гадание.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Это может быть гадание на старом томике Пушкина, на соннике Мартына Задеки, упоминаемом в романе, на кофейной гуще, или он получает послание, оставленное предыдущими зрителями.

Спектакль построен как путешествие-«бродилка». Татьяна — проводник для зрителя, который тоже проходит свой собственный путь. Используя сон героини, как основу драматургического действия, а гадание, как основное событие для каждого участника, мы задаемся вопросами о серьезности или несерьезности мимолетных мыслей, видений, случайных, как нам кажется, событий и встреч. Стоит ли предавать им значение, или «это все пустое…»? Стоит ли пытаться прочесть эти знаки, и есть ли у них скрытый смысл? Все ли в жизни предопределено судьбой или на все воля случая?

И каждый зритель, получая свое личное гадание в финале спектакля, сам решает, предавать ли увиденному значение, или забыть, как сон, «отрясая грезы ночи».

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль «Сон Татьяны» в Москонцерте.
Фото
Алиса Калинина

О МУЗЫКЕ И ЗВУКЕ

ЭТЕЛЬ ИОШПА: Большую роль в спектакле играет звуковое оформление. Музыкальную составляющую для «театральной» версии придумали Петр Айду и Евгений Бархатов. Петр хорошо знаком публике по спектаклю «Звуковые ландшафты» с шумовыми машинами эпохи раннего советского кинематографа. В «Сне Татьяны» мы используем ветровую машину, превращаем разные предметы в шумовые инструменты. С нами сотрудничают вокалисты ансамбля Певзнера. Кроме того, мы включили фрагменты оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского (в которой, кстати, отсутствует фрагмент сна!), которые, подобно мелодиям из сновидений не с того начинаются и не там обрываются.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль «Сон Татьяны» в Москонцерте.
Фото
Алиса Калинина

АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: В «лесной» версии спектакля многое по-другому, ведь воздух уже наполнен самыми разными звуками: шорохом листьев, шумом ветра, пением птиц. Для «Сна Татьяны», который мы покажем в Тужах, специально пишется музыка. Ее будут исполнять три вокалиста: Алиса Тен, Влада Закревская и Дмитрий Зарудный; и два музыканта: Мария Урыбина (флейта) и Даниил Сердюков (кларнет).

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Спектакль «Сон Татьяны» в Москонцерте.
Фото
Алиса Калинина

О ВЫБОРЕ ЛОКАЦИЙ

АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Вообще для каждого показа мы всякий раз стараемся найти особенное место, к тому же в каждом нам требуется несколько разных по атмосфере локаций. Уютное для Няни, берлогу — несколько эклектичное и даже опасное пространство — для Медведя, место, в котором есть ощущение волшебной библиотеки, зазеркалья для Пушкина и, конечно, особое пространство для центральной сцены спектакля — стола, за которым сидят персонажы сна, и длинную, открытую дорожку для сцены дуэли.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко
«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

На самом деле огромная разница между спектаклем, исполняемом в помещении, где декорация и предметный мир уже направляют внимание зрителя, и спектакле на природе, где внимание зрителя открыто множеству объектов, и сценическое пространство не ограничено стенами. Если брать лесную версию, то, конечно, место очень влияет на спектакль.

Например, лес Михайловского помнит Пушкина, там в воздухе разлита какая-то нежность, поэзия, в начале июня там цветут ландыши, и можно увидеть целые поляны незабудок. И конечно, на Пушкинский фестиваль все приходят отдать дань поэту — это его праздник. Для «Архстояния» мы сместили фокус на предсказание — собственно, это и есть тема фестиваля этого года. У нас бродит много Татьян, по-разному заклиная судьбу, появляются персонажи Вороны и Кукушки, пропевающие и прокрикивающие свои предсказания по жизненноважным и сиюминутным вопросам.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Фото
Евгений Гончаренко

ПРО ЛЕНД-АРТ ПАРК «ТУЖИ»

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»

АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Мы ездили в Тужи смотреть место в июне, и были глубоко тронуты его красотой, силой, энергетикой. Парк появился всего пару лет назад благодаря художнику и скульптору Даши Намдакову, который решил возродить свое место силы — родную деревню. Там под священной горой стоит Дацан и деревенька Укурик, а рядом — огромные просторы. В небе парят орлы, по полю бегают бурундуки, в речке плавают выдры, на лиственницах растут шишки-розы, а в парке стоят деревянные Духи Леса. Здесь очень хорошо дышится, и голова сразу проясняется — идеальная локация для творческих лабораторий, фестивалей и «Сна Татьяны». Так что мы в предвкушении, уже очень хотим увидеть наших зрителей.

Для лесных версий, наряду с нашими актерами, музыкантами и вокалистами, мы всегда приглашаем актеров-волонтеров, и выступления в Тужах не исключение. Каждый новый человек дарит нашим персонажам свою пластику, свой характер, привносит в спектакль что-то свое, так что процесс подготовки всегда очень живой. В Тужах нам бы хотелось показать публике разные уголки леса, красивые пейзажи, которые нас очаровали. Поэтому мы добавим новых персонажей, которые будут сопровождать туда зрителей.

«Мы всякий раз стараемся найти особенное место»: интервью с авторами спектакля «Сон Татьяны»
Ленд-арт парк «Тужи».
Фото
Архивы пресс-служб