О ТЕАТРЕ «ПУХ И ПРАХ»
АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Мы познакомились в театре «Школа Драматического Искусства», где я была актрисой, а Этель пришла туда с лабораторией Дмитрия Крымова (это был курс художников-постановщиков, который учился у Крымова в ГИТИСе). Там они начали ставить свои феерические спектакли, в которых сами же и участвовали.
Потом случился детский спектакль Этель «Съеденное время» в театре «Домик Фанни Белл», либретто и текст к которому писала Екатерина Поспелова (спектаклю уже десять лет, что для частного театра огромный срок!). Еще одного участника — Сергея Быстрова — я знаю по нескольким актерским проектам. А еще с нами работают замечательные художники-бутафоры Мария Калмыкова и Максим Проценко.
В прошлом году Этель пригласили поставить спектакль специально для Пушкинского фестиваля. Для него был создан иммерсивный спектакль-бродилка с гаданием «Сон Татьяны», который играли прямо в лесу. Потом мы выиграли грант от комитета по культуре РФ и перенесли спектакль в помещение Москонцерта на Пушечной, значительно расширив и дополнив его, но при этом сохранив атмосферу мистики, леса и сна. Сейчас помещение на Пушечной закрывается на ремонт, поэтому мы ищем другое место в Москве, что весьма непросто: нам нужно целых семь пространств для семи локаций, которые зрители проходят во время спектакля.
В общем, по прошествии года мы поняли, что нам интересно работать вместе и решили, что теперь мы театр «Пух и Прах».
О СПЕКТАКЛЕ «СОН ТАТЬЯНЫ»
ЭТЕЛЬ ИОШПА: В основе спектакля — пятая глава «Евгения Онегина», самая мистическая и загадочная. В ней Татьяна видит «чудный сон» после святочных гаданий, в котором она получает метафорическое пророчество, и это самый странный, таинственный и «потусторонний» эпизод романа. Он наполнен причудливыми, гротескными образами, в нем, как в любом сне, отсутствует логика, и царит какая-то пугающая атмосфера потустороннего и непостижимого.
Мы постарались собрать эти разные, как будто не связанные друг с другом образы в единую историю «Сна Татьяны», оставляя зрителю право на собственную интерпретацию того, что он видит. Кому-то в этом поможет сказка — у нас много всего сказочного. Кому-то — узнаваемая предметная среда, у нас предметы становятся участниками действа, как нечто живое, наделеное душой, характером, своим свобственным голосом. Кому-то — звуковое оформление.
Пятая глава пушкинского романа становится отправной точкой для того, чтобы с помощью сна героини проникнуть в архаичный мир, обратиться к глубинной стороне нашего бытия, нашим тайным желаниям и страхам. Татьяна в спектакле — архитипичный образ девушки, пытающейся заглянуть в мир потустороннего, подсознательного и разглядеть там свое будущее.
В спектакле мы используем фольклорные образы и символы и обращаемся к традиционным народным гаданиям и обрядам в их пластическом выражении — ловим зеркальцем Луну, кладем его под подушку, бросаем за ворота башмачок, гадаем на суженого и судьбу на свечном воске, цветах, полете птиц, кофейной гуще и так далее.
Важные образы в спектакле — Кукушка и Ворон. Кукушка-предсказательница, отвечающая на вопрос «сколько мне жить осталось? И Ворон, вестник смерти, который всегда отвечает «Никогда», «Нисколько» («Nevermore»). Центральная сцена — пир с чудовищами — придумана как символическая свадьба этих двух персонажей, которая во сне оборачивается в свою противоположность — похороны. Кукушка качает колыбельку-гробик, а вместо пушкинского Онегина, во главе стола — зеркало. Это метафорический Суженый. Вернее, Суженое. Каждый увидит в нем нечто свое.
В конце фантасмагорической Свадьбы-Похорон зрителю нужно будет сделать свой собственный выбор: одну из трех дорог на развилке. Отправившись в дальнейшее путешествие, он получает свое персональное гадание.
АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Это может быть гадание на старом томике Пушкина, на соннике Мартына Задеки, упоминаемом в романе, на кофейной гуще, или он получает послание, оставленное предыдущими зрителями.
Спектакль построен как путешествие-«бродилка». Татьяна — проводник для зрителя, который тоже проходит свой собственный путь. Используя сон героини, как основу драматургического действия, а гадание, как основное событие для каждого участника, мы задаемся вопросами о серьезности или несерьезности мимолетных мыслей, видений, случайных, как нам кажется, событий и встреч. Стоит ли предавать им значение, или «это все пустое…»? Стоит ли пытаться прочесть эти знаки, и есть ли у них скрытый смысл? Все ли в жизни предопределено судьбой или на все воля случая?
И каждый зритель, получая свое личное гадание в финале спектакля, сам решает, предавать ли увиденному значение, или забыть, как сон, «отрясая грезы ночи».
О МУЗЫКЕ И ЗВУКЕ
ЭТЕЛЬ ИОШПА: Большую роль в спектакле играет звуковое оформление. Музыкальную составляющую для «театральной» версии придумали Петр Айду и Евгений Бархатов. Петр хорошо знаком публике по спектаклю «Звуковые ландшафты» с шумовыми машинами эпохи раннего советского кинематографа. В «Сне Татьяны» мы используем ветровую машину, превращаем разные предметы в шумовые инструменты. С нами сотрудничают вокалисты ансамбля Певзнера. Кроме того, мы включили фрагменты оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского (в которой, кстати, отсутствует фрагмент сна!), которые, подобно мелодиям из сновидений не с того начинаются и не там обрываются.
АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: В «лесной» версии спектакля многое по-другому, ведь воздух уже наполнен самыми разными звуками: шорохом листьев, шумом ветра, пением птиц. Для «Сна Татьяны», который мы покажем в Тужах, специально пишется музыка. Ее будут исполнять три вокалиста: Алиса Тен, Влада Закревская и Дмитрий Зарудный; и два музыканта: Мария Урыбина (флейта) и Даниил Сердюков (кларнет).
О ВЫБОРЕ ЛОКАЦИЙ
АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Вообще для каждого показа мы всякий раз стараемся найти особенное место, к тому же в каждом нам требуется несколько разных по атмосфере локаций. Уютное для Няни, берлогу — несколько эклектичное и даже опасное пространство — для Медведя, место, в котором есть ощущение волшебной библиотеки, зазеркалья для Пушкина и, конечно, особое пространство для центральной сцены спектакля — стола, за которым сидят персонажы сна, и длинную, открытую дорожку для сцены дуэли.
На самом деле огромная разница между спектаклем, исполняемом в помещении, где декорация и предметный мир уже направляют внимание зрителя, и спектакле на природе, где внимание зрителя открыто множеству объектов, и сценическое пространство не ограничено стенами. Если брать лесную версию, то, конечно, место очень влияет на спектакль.
Например, лес Михайловского помнит Пушкина, там в воздухе разлита какая-то нежность, поэзия, в начале июня там цветут ландыши, и можно увидеть целые поляны незабудок. И конечно, на Пушкинский фестиваль все приходят отдать дань поэту — это его праздник. Для «Архстояния» мы сместили фокус на предсказание — собственно, это и есть тема фестиваля этого года. У нас бродит много Татьян, по-разному заклиная судьбу, появляются персонажи Вороны и Кукушки, пропевающие и прокрикивающие свои предсказания по жизненноважным и сиюминутным вопросам.
ПРО ЛЕНД-АРТ ПАРК «ТУЖИ»
АНАСТАСИЯ (АЛЕНА) СМИРНИЦКАЯ: Мы ездили в Тужи смотреть место в июне, и были глубоко тронуты его красотой, силой, энергетикой. Парк появился всего пару лет назад благодаря художнику и скульптору Даши Намдакову, который решил возродить свое место силы — родную деревню. Там под священной горой стоит Дацан и деревенька Укурик, а рядом — огромные просторы. В небе парят орлы, по полю бегают бурундуки, в речке плавают выдры, на лиственницах растут шишки-розы, а в парке стоят деревянные Духи Леса. Здесь очень хорошо дышится, и голова сразу проясняется — идеальная локация для творческих лабораторий, фестивалей и «Сна Татьяны». Так что мы в предвкушении, уже очень хотим увидеть наших зрителей.
Для лесных версий, наряду с нашими актерами, музыкантами и вокалистами, мы всегда приглашаем актеров-волонтеров, и выступления в Тужах не исключение. Каждый новый человек дарит нашим персонажам свою пластику, свой характер, привносит в спектакль что-то свое, так что процесс подготовки всегда очень живой. В Тужах нам бы хотелось показать публике разные уголки леса, красивые пейзажи, которые нас очаровали. Поэтому мы добавим новых персонажей, которые будут сопровождать туда зрителей.