Санкт-Петербургский музей «Искусство веера» представляет одну из самых обширных частных коллекций вееров. Он окончательно сформировался в 2013 году, а открылся совсем недавно, но история этого музейного собрания началась более 20 лет назад.

Музей вееров
Веер «Галантное общество в парке». Франция, 1770- е годы. Некогда принадлежал семейству Голдшмидтов-Ротшильдов. Внизу — веер «Приношение Ави-геи». Франция, 1720-е годы. Художник Никола Ланкре.
Фото
Игорь Сычев

За эти годы у коллекционеров появлялись все новые и новые раритетные экземпляры, и на сегодняшний день музейная коллекция насчитывает около 300 экспонатов. Это одно из крупнейших собраний вееров, известных в России и доступных широкой публике. Название «Искусство веера» полностью отражает концепцию музея: веер — не только утилитарная вещь, «предмет для навевания прохлады», как его поэтично называли в XVIII веке, но и произведение искусства, передающее стиль и дух времени.

Музей вееров
Зал Людовика XIV. Над действующим камином — парадный портрет Людовика XIV кисти Пьера Миньяра. Рисунок паркета воспроизводит эскиз А. Ринальди для Гатчинского дворца.
Фото
Игорь Сычев

Фридрих Великий, семейство баронов Ротшильдов, российские великие княгини и князья — их веера составляют часть музейного собрания. Искусство изготовления веера берет свое начало на Дальнем Востоке — в Китае и Японии. Там в глубокой древности веера были символами власти и положения. Попав в страны Западной Европы и в Россию, этот аксессуар стал неизменным атрибутом моды и роскоши.

Музей вееров
Фрагмент экспозиции вееров.
Фото
Игорь Сычев

В XVIII веке придворные дамы во Франции изобрели особый «язык веера», который позволял им плести любовные интриги, не прибегая к словам и письмам. Экспозиция музея «Искусство веера» дает возможность посетителю совершить увлекательное путешествие: Китай, Япония и Корея, Франция, Англия, Италия и Испания, Германия, Нидерланды, Россия и даже Бразилия — вот лишь неполная география экспонатов.

Музей вееров
Палисандровый зал. Витрины с восточными веерами.
Фото
Игорь Сычев

Здесь представлены веера самых известных мастерских прошлого: Duvelleroy, Faucon, Alexandre, создавших для коронованных особ настоящие шедевры веерного искусства: они богато отделаны перьями редких птиц, слоновой костью, панцирем золотистой черепахи, перламутром, шелком. Музей вееров расположился в историческом здании на Каменноостровском проспекте.

Музей вееров
Палисандровый зал.
Фото
Игорь Сычев

Дом 1914 года был построен по проекту архитекторов А. И. Зазерского и И. И. Яковлева и, будучи первым кооперативным респектабельным жильем в Санкт-Петербурге, предусматривал все инженерные инновации того времени: лифты, водопровод, отопление, вентиляцию. С 2005 года и на протяжении 8 лет некогда жилые помещения на первом этаже перевоплощались в экспозиционное пространство музея с роскошными интерьерами, воссоздающими изысканные образцы дворцового убранства императорского Петербурга.

Музей вееров
На стене — веер в стиле ар-деко «Ромашки и злаки». Франция, 1910-е годы.
Фото
Игорь Сычев

Так, паркет в залах музея выполнен по аналогам Павловского дворца и Китайского дворца в Ораниенбауме. Порталы дверей сандалового дерева с бронзовым декором в музейных залах воспроизводят исторические проекты В. Бренны для парадных залов Павловска. Сегодня в Палисандровом зале и зале Людовика XIV размещается основная коллекция. В третьем, Розовом зале экспонируются приглашенные коллекции.

Музей вееров
В витрине: слева — веер «Портреты царственных особ». Станок, Нидерланды, 1740- е годы; экран, Австрия, 1782; справа — веер «Признание в любви». Австрия, 1870-е годы.
Фото
Игорь Сычев

Музей «Искусство веера». СПб., Каменноостровский пр-т, 73–75. www.mus. rusampir.ru

Музей вееров
Палисандровый зал. Экспозиция западноевропейских вееров.
Фото
Игорь Сычев