Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», подготовленная Ксенией Гусевой и Надеждой Плунгян, — главный проект Музея Москвы этого года. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти через призму художественных произведений первой половины XX века. Кураторы выбрали для экспозиции около 2000 экспонатов из 30 российских музеев и частных коллекций, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и олицетворением советской истории.
Этот многогранный образ москвички представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.
«В своей книге „Рождение советской женщины“ я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражено в названиях разделов, где конкретные образы („Героиня НЭПа“) соседствуют с метафорическими („Превращение в памятник“)», — рассказала куратор Надежда Плунгян.
Еще один важный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках.
Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.
«Четыре года назад на выставке „Ткани Москвы“ мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке „Москвичка“ мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. То, что женщины совершенно разных профессий — актрисы, скульпторы, полиграфисты, живописцы — были включены в производственный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ассортимента в тот период», — отметила куратор Ксения Гусева.
В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике «Трехгорная мануфактура», и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им в экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.
Когда: 24 апреля — 25 августа 2024 года
Где: Москва, Музей Москвы