«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Петр Караченцов. Плакат «Каждый колхоз…». 1936. Бумага, литография. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», подготовленная Ксенией Гусевой и Надеждой Плунгян, — главный проект Музея Москвы этого года. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти через призму художественных произведений первой половины XX века. Кураторы выбрали для экспозиции около 2000 экспонатов из 30 российских музеев и частных коллекций, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Александр Лабас. «Портрет жены художника», 1939. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Фото

пресс-служба выставки

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Александр Тышлер. «Портрет Анастасии Степановны Тышлер», 1926. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Фото

пресс-служба выставки

Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и олицетворением советской истории.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Константин Дорохов. «Перед прыжком», 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Фото

пресс-служба выставки

Этот многогранный образ москвички представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Константин Юон. «Портрет летчицы М.С. Зимовой», 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Александр Самохвалов. «Метростроевка у бетоньерки», 1937. Холст, масло, темпера. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Фото

пресс-служба выставки

«В своей книге „Рождение советской женщины“ я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражено в названиях разделов, где конкретные образы („Героиня НЭПа“) соседствуют с метафорическими („Превращение в памятник“)», — рассказала куратор Надежда Плунгян.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Елена Мельникова. «Экскурсия на завод „Шарикоподшипник“», 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Фото

пресс-служба выставки

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Иван Куликов. «Юнгштурм», 1936. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

Фото

пресс-служба выставки

Еще один важный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках.

Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Сергей Герасимов. «Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой», 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Федор Антонов. «Портрет жены художника», 1934. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки

«Четыре года назад на выставке „Ткани Москвы“ мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке „Москвичка“ мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. То, что женщины совершенно разных профессий — актрисы, скульпторы, полиграфисты, живописцы — были включены в производственный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ассортимента в тот период», — отметила куратор Ксения Гусева.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1920-е гг. Бумага, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Надежда Кашина. «Автопортрет», 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Федор Богородский. «Женский портрет», нач. 1920-х гг. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике «Трехгорная мануфактура», и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им в экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.

Когда: 24 апреля — 25 августа 2024 года

Где: Москва, Музей Москвы

«Москвичка»: выставка в Музее Москвы о жительницах столицы 1920-1930-х годов

Владимир Васильев. «Сын родился», 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

пресс-служба выставки