Петр Караченцов. Плакат «Каждый колхоз…». 1936. Бумага, литография. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», подготовленная Ксенией Гусевой и Надеждой Плунгян, — главный проект Музея Москвы этого года. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти через призму художественных произведений первой половины XX века. Кураторы выбрали для экспозиции около 2000 экспонатов из 30 российских музеев и частных коллекций, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Александр Лабас. «Портрет жены художника», 1939. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Александр Тышлер. «Портрет Анастасии Степановны Тышлер», 1926. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и олицетворением советской истории.
Константин Дорохов. «Перед прыжком», 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Этот многогранный образ москвички представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.
Константин Юон. «Портрет летчицы М.С. Зимовой», 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
Александр Самохвалов. «Метростроевка у бетоньерки», 1937. Холст, масло, темпера. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
«В своей книге „Рождение советской женщины“ я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражено в названиях разделов, где конкретные образы („Героиня НЭПа“) соседствуют с метафорическими („Превращение в памятник“)», — рассказала куратор Надежда Плунгян.
Елена Мельникова. «Экскурсия на завод „Шарикоподшипник“», 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Иван Куликов. «Юнгштурм», 1936. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Еще один важный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках.
Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.
Сергей Герасимов. «Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой», 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
Федор Антонов. «Портрет жены художника», 1934. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
«Четыре года назад на выставке „Ткани Москвы“ мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке „Москвичка“ мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. То, что женщины совершенно разных профессий — актрисы, скульпторы, полиграфисты, живописцы — были включены в производственный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ассортимента в тот период», — отметила куратор Ксения Гусева.
Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1920-е гг. Бумага, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея.
Надежда Кашина. «Автопортрет», 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
Федор Богородский. «Женский портрет», нач. 1920-х гг. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике «Трехгорная мануфактура», и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им в экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.
Когда: 24 апреля — 25 августа 2024 года
Где: Москва, Музей Москвы
Владимир Васильев. «Сын родился», 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.