11 июня в рамках международной образовательной программы «New Now в Манеже» Санкт-Петербург посетил директор художественного музея Лувр Абу-Даби Мануэль Рабате.
Он выступил с лекцией в петербургском ЦВЗ «Манеж», на которой рассказал, почему Лувр Абу-Даби является универсальным музеем нового типа, как формировалась его коллекция и в чем заключается его миссия.
А для журнала ELLE DECORATION Мануэль выбрал топ-лист своих самых любимых объектов из собрания музея.
1. Крылатый дракон
Северный Китай, 450-250 до н. э. (бронза)
Скульптура изображает могущественного крылатого дракона из доимперского периода развития Китая (до 221 н.э.) У него хорошо просматриваются мускулы и когти на лапах, и все его тело замерло в прыжке. Он существенно выделяется своим размером на фоне других археологических находок этого периода, более того, это самая крупная скульптура дракона, известная в китайском искусстве на сегодняшний день.
В символике древнего Китая дракон имел ключевое значение на протяжении многих веков. Функция «Крылатого дракона» неизвестна; но, предположительно, это был декоративный элемент во дворце или в гробнице в государстве Янь в так называемый Период Сражающихся Царств (475–221 гг. до н.э.). Эта скульптура — одна из самых динамичных и монументальных во всей истории искусства. Ее владельцем был Адольф Стокле (1871–1949), богатый бельгийский инженер, финансист и коллекционер.
2. Лев Мари-ча
Испания или Южная Италия, 1000–1200 (бронза)
«Лев Мари-ча» — редкая южно-итальянская бронзовая скульптура XI–XII веков. Это одно из важнейших средневековых произведений исламской традиции, созданных в Средиземноморье. Эта скульптура — сочетание ярко выраженной стилизации (широко открытые глаза, раздутые ноздри, челюсти и уши, инкрустированные слоновой костью) и арабской вязи, в которой кроется суть исламского искусства. «Лев Мари-ча» — символ храбрости, величия, силы и могущества.
Существует много различных теорий о том, для чего был создан этот лев. Трубчатое отверстие во рту и в брюшной полости, как и полое тело, могут указывать на то, что это часть фонтана — вроде тех, что существуют в дворцовых городах Мадина аз-Захра или Аламбре (оба ныне — Испания). Скульптура также могла служить монументальной арома-лампой; похожие были найдены в иранской провинции Хорасан. Согласно более поздней теории, лев был своеобразной механической игрушкой, предназначенной для извлечения разных звуков.
3. Шлем-тюрбан
Турция, 1450-1500 (сталь)
Шлем в виде тюрбана — один из самых красивых и значимых исламских шлемов, сохранившихся до наших дней. Впервые он был показан публике в 1903 году на выставке исламского искусства в Париже, затем долгое время входил в коллекцию французского художника и скульптора Жана-Леона Жерома. Увеличенный размер шлема, скорее всего, происходит от обычая дервишей Ирана и Анатолии (провинции Османской империи) в XIV–XVI вв. носить на голове высокие тюрбаны.
Предмет украшен спиральным орнаментом и надписями, отражающими мистицизм суфитов. Похвалы и благословения, адресованные султану на арабском языке, обладают важным символическим значением. Призывая к умеренности, эти строчки призывают божественную защиту и провозглашают клятву верности императору. Шлем «Тюрбан» — редкий и мощный артефакт, рассказывающий о силе веры его владельца.
4. «Цыган»
Эдуард Мане, 1862 (холст, масло)
В XIX веке портретная живопись сначала украшала дома среднего класса, а потом начала постепенно проникать на официальные выставки. «Цыган» Эдуарда Мане (Édouard Manet) — часть большого полотна «Цыгане», на котором изначально были изображены четыре фигуры. После шквала негативной критики художник разделил полотно на четыре отдельные картины.
Молодой человек с изящным изгибом запястья и ярким нарядом олицетворяет художников богемного района Парижа Монмартр — бедных, но свободных духом. Эта работа Мане, хотя и получившая признание далеко не сразу, стала выдающимся примером жанра портретной живописи.
5. «Композиция с синим, красным, желтым и черным»
Пит Мондриан, 1922 (холст, масло)
Голландский художник и теоретик Пит Мондриан (Piet Mondriaan) считается одним из важнейших художников XX века. В своем произведении он использует исключительно чистые цвета, прямые углы и принцип «постоянного равновесия» для создания композиций из ассиметричных пересечений черных вертикальных и горизонтальных линий и сочетаний основных цветов.
Абстракционизм Мондриана выходил за пределы живописи и стал мощным источником вдохновения для многих других видов искусств и наук: от графики до архитектуры, урбанистики и науки о строении общества в целом, что делает это произведение одним из самых важных в нашей коллекции искусства XX века.
6. «Для Лувр Абу Даби»
Дженни Хольцер, 2017 (гравировка по мрамору)
Американская художница-концептуалист Дженни Хольцер (Jenny Holzer) использовала современные технологии для того, чтобы нанести исторические тексты на крупные мраморные панели, прикрепленные к стенам музея под его куполом. Выдержки из «Мукаддимы» (1375) арабского философа Ибн Хальдуна соседствуют с шумерским мифом о сотворении мира и цитатами из «Опытов» Мишеля Монтеня (1580).
Нанесенные курсивным стилем арабского письма выдержки из «Мукаддимы» были взяты из оригинального манускрипта, который хранится в библиотеке Атиф Эфенди в Стамбуле. В «Книге поучительных примеров» исламский философ закладывает основания истории как научной дисциплины и обращается к вопросам философии, исламской теологии, естественным наукам, а также алхимии.