Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 0)
Мануэль Рабате, директор художественного музея Лувр Абу-Даби
Фото
© LOUVRE ABU DHABI

11 июня в рамках международной образовательной программы «New Now в Манеже» Санкт-Петербург посетил директор художественного музея Лувр Абу-Даби Мануэль Рабате.

Он выступил с лекцией в петербургском ЦВЗ «Манеж», на которой рассказал, почему Лувр Абу-Даби является универсальным музеем нового типа, как формировалась его коллекция и в чем заключается его миссия.

А для журнала ELLE DECORATION Мануэль выбрал топ-лист своих самых любимых объектов из собрания музея.

1. Крылатый дракон

Северный Китай, 450-250 до н. э. (бронза)

Скульптура изображает могущественного крылатого дракона из доимперского периода развития Китая (до 221 н.э.) У него хорошо просматриваются мускулы и когти на лапах, и все его тело замерло в прыжке. Он существенно выделяется своим размером на фоне других археологических находок этого периода, более того, это самая крупная скульптура дракона, известная в китайском искусстве на сегодняшний день.

В символике древнего Китая дракон имел ключевое значение на протяжении многих веков. Функция «Крылатого дракона» неизвестна; но, предположительно, это был декоративный элемент во дворце или в гробнице в государстве Янь в так называемый Период Сражающихся Царств (475–221 гг. до н.э.). Эта скульптура — одна из самых динамичных и монументальных во всей истории искусства. Ее владельцем был Адольф Стокле (1871–1949), богатый бельгийский инженер, финансист и коллекционер.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 1)
Крылатый дракон, бронза. Северный Китай, 450-250 до н. э.
Фото
© Department of Culture and Tourism –Abu Dhabi/ Photo by Mohamed Somji/ Seeing Things

2. Лев Мари-ча

Испания или Южная Италия, 1000–1200 (бронза)

«Лев Мари-ча» — редкая южно-итальянская бронзовая скульптура XI–XII веков. Это одно из важнейших средневековых произведений исламской традиции, созданных в Средиземноморье. Эта скульптура — сочетание ярко выраженной стилизации (широко открытые глаза, раздутые ноздри, челюсти и уши, инкрустированные слоновой костью) и арабской вязи, в которой кроется суть исламского искусства. «Лев Мари-ча» — символ храбрости, величия, силы и могущества.

Существует много различных теорий о том, для чего был создан этот лев. Трубчатое отверстие во рту и в брюшной полости, как и полое тело, могут указывать на то, что это часть фонтана — вроде тех, что существуют в дворцовых городах Мадина аз-Захра или Аламбре (оба ныне — Испания). Скульптура также могла служить монументальной арома-лампой; похожие были найдены в иранской провинции Хорасан. Согласно более поздней теории, лев был своеобразной механической игрушкой, предназначенной для извлечения разных звуков.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 2)
Лев Мари-ча, бронза. Испания или Южная Италия, 1000–1200 гг.
Фото
© Department of Culture and Tourism –Abu Dhabi/ Photo by Hervé Lewandowski

3. Шлем-тюрбан

Турция, 1450-1500 (сталь)

Шлем в виде тюрбана — один из самых красивых и значимых исламских шлемов, сохранившихся до наших дней. Впервые он был показан публике в 1903 году на выставке исламского искусства в Париже, затем долгое время входил в коллекцию французского художника и скульптора Жана-Леона Жерома. Увеличенный размер шлема, скорее всего, происходит от обычая дервишей Ирана и Анатолии (провинции Османской империи) в XIV–XVI вв. носить на голове высокие тюрбаны.

Предмет украшен спиральным орнаментом и надписями, отражающими мистицизм суфитов. Похвалы и благословения, адресованные султану на арабском языке, обладают важным символическим значением. Призывая к умеренности, эти строчки призывают божественную защиту и провозглашают клятву верности императору. Шлем «Тюрбан» — редкий и мощный артефакт, рассказывающий о силе веры его владельца.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 3)
Шлем-тюрбан, сталь. Турция, 1450-1500 гг.
Фото
© Department of Culture and Tourism –Abu Dhabi/ Photo by Thierry Ollivier

4. «Цыган»

Эдуард Мане, 1862 (холст, масло)

В XIX веке портретная живопись сначала украшала дома среднего класса, а потом начала постепенно проникать на официальные выставки. «Цыган» Эдуарда Мане (Édouard Manet) — часть большого полотна «Цыгане», на котором изначально были изображены четыре фигуры. После шквала негативной критики художник разделил полотно на четыре отдельные картины.

Молодой человек с изящным изгибом запястья и ярким нарядом олицетворяет художников богемного района Парижа Монмартр — бедных, но свободных духом. Эта работа Мане, хотя и получившая признание далеко не сразу, стала выдающимся примером жанра портретной живописи.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 4)
«Цыган». Эдуард Мане. Холст, масло, 1862.
Фото
© Department of Culture and Tourism –Abu Dhabi/ Photo by Thierry Ollivier

5. «Композиция с синим, красным, желтым и черным»

Пит Мондриан, 1922 (холст, масло)

Голландский художник и теоретик Пит Мондриан (Piet Mondriaan) считается одним из важнейших художников XX века. В своем произведении он использует исключительно чистые цвета, прямые углы и принцип «постоянного равновесия» для создания композиций из ассиметричных пересечений черных вертикальных и горизонтальных линий и сочетаний основных цветов.

Абстракционизм Мондриана выходил за пределы живописи и стал мощным источником вдохновения для многих других видов искусств и наук: от графики до архитектуры, урбанистики и науки о строении общества в целом, что делает это произведение одним из самых важных в нашей коллекции искусства XX века.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 5)
«Композиция с синим, красным, желтым и черным». Пит Мондриан. Холст, масло, 1922.
Фото
© Department of Culture and Tourism –Abu Dhabi/ Photo by Thierry Ollivier © 2019 Mondrian/Holtzman Trust

6. «Для Лувр Абу Даби»

Дженни Хольцер, 2017 (гравировка по мрамору)

Американская художница-концептуалист Дженни Хольцер (Jenny Holzer) использовала современные технологии для того, чтобы нанести исторические тексты на крупные мраморные панели, прикрепленные к стенам музея под его куполом. Выдержки из «Мукаддимы» (1375) арабского философа Ибн Хальдуна соседствуют с шумерским мифом о сотворении мира и цитатами из «Опытов» Мишеля Монтеня (1580).

Нанесенные курсивным стилем арабского письма выдержки из «Мукаддимы» были взяты из оригинального манускрипта, который хранится в библиотеке Атиф Эфенди в Стамбуле. В «Книге поучительных примеров» исламский философ закладывает основания истории как научной дисциплины и обращается к вопросам философии, исламской теологии, естественным наукам, а также алхимии.

Мануэль Рабате: топ-6 лучших объектов музея Лувр Абу-Даби (фото 6)
«Для Лувр Абу Даби». Дженни Хольцер. Гравировка по мрамору, 2017.
Фото
© Department of Culture and Tourism – Abu Dhabi – Photo by Waleed Shah © 2017 Jenny Holzer, member Artists Rights Society (ARS)