Где она находится и что на ней изображено?
Роспись находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане и изображает традиционный для таких помещений того времени сюжет — сцену последней трапезы Христа со своими 12 учениками. Леонардо запечатлел момент, когда Спаситель сказал, что есть среди собравшихся тот, кто предаст его. Изображая реакцию апостолов на пророчество, художник решает сложную психологическую задачу.
Как она создавалась?
«Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Леонардо работал над росписью с 1495 по 1498 год с перерывами. Создание работы овеяно разными легендами. Например, дольше всего Леонардо работал над лицом Иуды. Согласно одной из легенд, чтобы написать лицо предателя, художник часами бродил по улицам Милана и всматривался в лица людей, ища подходящий образ. Еще говорили, что вместо Иоанна Леонардо изобразил Марию Магдалину, но позже это было опровергнуто.
Как она написана?
В этой росписи да Винчи достиг совершенства композиции: точка схода перспективы пришлась на фигуру Христа. Апостолов Леонардо разбил в группы по трое, что имеет свое символическое значение — таким образом художник передал психологические различия в их реакциях.
Такая геометрия задумывалась для того, чтобы создать оптический эффект погружения и присутствия — художник задумывал пространство росписи как продолжение трапезной, но из-за того, что она находится несколько выше, чем следовало бы, эффект получился неполным. Интересно и то, что источник света не изображается. Предполагается, что он исходит откуда-то слева — то есть совпадает с окном трапезной. Это еще один прием, позволяющий почувствовать сопричастность сюжету и пространству росписи.
Осталось ли в «Тайной вечере» что-то от кисти да Винчи?
Работу иногда ошибочно называют фреской, но это не так — она написана в другой технике с использованием яичной темперы и масла. Такие эксперименты были главной ошибкой Леонардо: так как роспись расположена в трапезной, недалеко от кухни, в помещении была повышенная влажность, которая стремительно разрушала «Тайную вечерю»: уже в XVI веке стало заметно, что роспись потускнела. Роспись неоднократно реставрировалась — можно сказать, что сейчас от кисти Леонардо там практически ничего не осталось.