В Медиацентре «Зарядья» открылась «Новая красивая выставка. Лето», на которой собраны работы современных российских художников разных поколений — живопись, скульптура, кинетические объекты, инсталляции и NFT, всего здесь представлено 140 работ более 40 авторов и 12 галерей-партнеров. Один из участников — художник, сценограф, создатель кинетических арт-объектов Владимир Мартиросов — рассказал о своих фантасмагорических мобилях.

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Владимир Мартиросов на выставке в Медиацентре Зарядье со своими мобилями.

Родом из детства

Владимир Мартиросов родился в творческой семье: его отец — художник, мать — искусствовед. Он рос в Тбилиси, в творческой среде. Идеей кинетических объектов обязан детскому кружку авиамоделирования, в котором провел несколько месяцев в детстве: «Я научился склеивать „деревяшечки“, начал какие-то конструкции делать для себя, но это еще были не мобили, а некие авангардные формы. Потом я приделал к ним моторчики, которые их трясли. Ну, и постепенно пришел к тому, что делаю сейчас».

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Постоянство, 2017. Мобиль, смешанная техника.
Фото
martirosovart

Учеба в ГИТИСе

В детстве Владимир не учился академическому рисунку и живописи. Его систематическое художественное образование началось на факультете сценографии ГИТИСа под руководством Сергея Бархина. Многое дала ему и работа ассистентом у Юрия Харикова, обладателя двух «Золотых масок», с которым он проработал год или два. «По сути я чистый практик, без „академической школы“. Я никогда не стану прекрасным рисовальщиком или портретистом. Я другим занимаюсь — тем, в чем я „сам себя вырастил“», — вспоминает художник.

Кстати, он продолжает активно работать по своей дипломной специальности театрального художника-сценографа. В послужном списке Владимира не один десяток спектаклей, среди которых такие известные постановки, как «Шинель» в РАМТе, «Мамапапасынсобака» в «Современнике», «Тартюф» в МХТ имени Чехова и другие. Помимо Москвы, художник работал с театрами в регионах, в частности в Омске и в Новосибирске. Как говорит Владимир, для него театр и арт-объекты — «две совершенно параллельные, не соприкасающиеся друг с другом линии жизни». «Я и в театре пытался делать мобили, но они не очень проходят, ибо отвлекают внимание зрителя от актеров. Я не нашел пока такого режиссера, который бы захотел иметь с этим дело», — поясняет он.

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Букет чертополоха, 2016. Мобиль, смешанная техника.
Фото
martirosovart

«Слегка живые» объекты

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Мухи, 2016. Мобиль, смешанная техника.

Для Владимира Мартиросова его мобили — нечто вроде «технического организма», а не просто произведение искусства. «Они, конечно, слегка живые, — говорит художник. — Но определить их природу сложно. Я делаю абстрактные вещи, которые при этом могут что-то напоминать. Я их и называть стараюсь так, чтобы каждый мог увидеть в них что-то свое. Но есть и точные отсылки в названии. Например, „Мухи“: этот объект ни с чем не спутаешь, ничего не увидишь, кроме мух».

По словам художника, его работы для выставки «Лето» в Зарядье выбрали организаторы. Это объекты в виде хвостов птиц, растений, а также… обычных мух. «Раз это про лето, там нужны цветы какие-то, птички. А еще они решили взять моих мух, — говорит Владимир. — Считается, что мухи некрасивы. Я же как художник не работаю с чем-то безобразным, так уж я устроен. Если делаю мух, то они все равно будут в моем стиле… Может, и не красивые, но такие веселые, озорные».

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Стенд Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье.
Фото
Медиацентр Зарядье

Простые двигатели вместо сервоприводов

Арт-объекты Владимира Мартиросова управляются простыми электрическими моторами: «Я думал усложнить работы, сделать сервоприводы, которые бы управлялись компьютером, запрограммировать их. Но я еще не исчерпал возможности простого двигателя, еще столько интересных произведений можно сделать».

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Букет, 2017. Мобиль, смешанная техника
Фото
martirosovart

Почти все детали мобилей мастер делает самостоятельно: «Все объекты — это скопление маленьких деталек, они нужны в каждом объекте. Я делаю их в большом количестве, чтобы потом, когда придет идея, время у меня не уходило на их изготовление». Он пока не работал ни с дизайнерами, ни с архитекторами, но признается, что хотел бы однажды попробовать сделать что-то «под проект». Так что, возможно, вскоре мы увидим его «слега живые» механизмы в интерьере.

Лето и мухи: мобили Владимира Мартиросова на выставке в Зарядье
Мухи, 2016. Мобиль, смешанная техника
Фото
Кирилл Дзюба

Когда: до 21 августа 2022

Где: Медиацентр в парке «Зарядье», ул. Варварка, 6, стр. 1