Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
Денис Сегеда

Искусствовед, эксперт по современному искусству и куратор многочисленных выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Фонде культуры «Екатерина», Александра Харитонова знает толк в искусстве. Она побывала на сотнях выставок и биеннале по всему миру, на себе прочувствовала опыт взаимодействия зрительского восприятия с самыми разными арт-объектами в самых неожиданных местах. Вот ее выбор произведений паблик-арта российских художников.

Николай Полисский. «Акведук», 2002

Николай Полисский — художник, создатель и главный идеолог парка под открытым небом в деревне Никола-Ленивец, который существует более 20 лет. В 43 года он перестал заниматься живописью и обратился к ленд-арту. «Местом силы» стала для него небольшая деревня в Калужской области, куда художник впервые приехал в 1989 году и где живет по сей день.  Самыми известными работами Полисского и группы соавторов из числа местных жителей стали зиккураты из сена, башни, маяки, ворота и, конечно, большой адронный коллайдер, созданный в рамках проекта для музея MUDAM в Люксембурге.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Николай Полисский. «Бобур», 2013. Металлический каркас. Березовая лоза.
Фото
архивы пресс-служб
Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Николай Полисский. «Угруан», 2019. Ветви лозы, краска. Высота объекта более 25 м.
Фото
Архивы пресс-служб

Однако начиналось все с работы со снегом, и «Акведук» стал первым произведением, где была сформулирована концепция «приватизации» различных исторических форм, как говорит сам художник, их ироничное переосмысление через обращение к деревенским подручным материалам. Возможно, «Акведук» в меньшей степени соответствует традиционным критериям паблик-арта, это более камерный проект, который был сделан в бескрайних заснеженных полях при температуре минус 35 и на тот момент вряд ли был доступен для ознакомления широкой публики. Но в этой работе есть удивительная хрупкость и эфемерность, сочетающаяся с абсурдом, тонкой иронией, игрой с контекстом и с историей искусства, в частности с классицистическими увлечениями русских архитекторов и палладианством.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
архивы пресс-служб

Паша 183. «Аленка», 2008

Он был одним из самых заметных и ярких художников, чье взросление пришлось на 1990-е годы. Как и JR, ему удалось расширить границы уличного искусства, вывести его на иной, более масштабный уровень. Многие работы были созданы не в оживленной городской среде, а в «слепых» зонах Москвы, на заброшенных стройках и в подземных тоннелях, они очеловечивали эти неприветливые индустриальные пространства и придавали им социальное наполнение.

«Аленка» — знаковая работа художника — была сделана из дорожных плит на заброшенной стройке в районе Лосиного острова. Паша 183 преобразил серые бетонные панели в огромные шоколадки с известным и самым тиражируемым образом. По словам самого художника, снявшего в 2005 году одноименный фильм, Аленка — «самый светлый человечек на земле, вечно наивный и вечно бескорыстный». Паша 183 ушел из жизни в возрасте 29 лет, оставив после себя глубокие и запоминающиеся работы.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
архивы пресс-служб

Тимофей Радя. «Я бы обнял тебя, но я просто текст», 2013

На мой взгляд, Радя очень удачно сочетает стратегию интервенции в городскую среду и концептуалистского подхода к работе с текстом и окружающей нас массмедиальной продукцией, как это делали до него несколько поколений художников, начиная с Кабакова, Пивоварова и Булатова. Простота, выразительность и емкое смысловое наполнение текстов в сочетании с мимикрией под безликую рекламную продукцию сбивает с толку, «цепляет» взгляд и ум, провоцирует незримый диалог, происходящий в голове у зрителя. Это одна из самых нежных и тонких работ художника, обращающаяся, в том числе, к теме тотального одиночества и разобщенности в современном мегаполисе.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
архивы пресс-служб

Аристарх Чернышев. «Античная голова», 2020

Сегодня цифровое искусство, блокчейн и NFT переживает бум, многие художники обращаются к этим технологиям, не понимая их механизма и специфики. Однако у цифрового искусства есть своя долгая история, в России оно развивалось с середины 1990-х годов. Аристарх Чернышев был одним из первопроходцев на этом нелегком пути, пионером медиаарта в России. Я познакомилась с его работами очень давно, в 1998 году, тогда это еще был дуэт Аристарха с Владиславом Ефимовым.

Что важно: его произведения не просто эксплуатируют то или иное новшество, а работают по его законам и логике, им свойственна ирония и критический взгляд на технологии и их потребление. «Большая античная голова» — объект паблик-арта, представляющий собой парафраз скульптурной головы Александра Македонского, у которого вместо лица — анимированный знак «загрузки» изображения.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
архивы пресс-служб

Эрик Булатов. «Все не так страшно», 2016. Мобурге, Франция

Эрик Булатов — один из крупнейших мастеров современного искусства и один из моих любимых авторов. Несмотря на кажущуюся простоту, его творчество возвышается над так называемым «духом времени» и в то же время очень точно его отражает.

«Все не так страшно» — часть специального проекта, постоянно экспонирующегося в пространстве бывшего завода в городе Мобурге (Франция) в Пиренеях. Булатов декларативно называет эту работу не скульптурой, но «пространственной картиной». И действительно, это новая и неожиданная ипостась его живописи, расширение пространственных и временных возможностей знаменитых булатовских текстовых формул. Огромные красно-черные буквы выходят в физическое пространство зрителя, а фоном для них становится постоянно меняющийся реальный пейзаж.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта российских художников
Фото
архивы пресс-служб