Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
ДЕНИС СЕГЕДА

Искусствовед, эксперт по современному искусству и куратор многочисленных выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Фонде культуры «Екатерина», Александра Харитонова знает толк в искусстве. Она побывала на сотнях выставок и биеннале по всему миру, на себе прочувствовала опыт взаимодействия зрительского восприятия с самыми разными арт-объектами в самых неожиданных местах. Вот ее выбор лучших произведений паблик-арта на мировой арт-сцене.

Даниель Бюрен. Инсталляция на железнодорожном вокзале в Льеже, 2022

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
Legion Media

Даниель Бюрен (Daniel Buren) — французский концептуалист, минималист, автор знаменитых «полосок» шириной 8,7 см, световых инсталляций и идеи существования произведения в определенном общественном контексте с обязательной привязкой к пространству. «Полоски» Бюрена, маленькие, большие и гигантские, неожиданно появляются в самых разных уголках, от метро и вестибюлей до крыш именитых музеев, но его излюбленным полем работы остается городская среда.

Инсталляция на вокзале в Льеже — одна из самых масштабных и впечатляющих работ 84-летнего художника. Вокзал был построен по проекту архитектора Сантьяго Калатравы (Santiago Calatrava) и стал одной из главных архитектурных достопримечательностей Бельгии. Инсталляция Бюрена под названием «Цвета пространства и движения, словно упавшие с небес» — композиция из квадратов цветной пленки, наклеенной крышу. Она создает невероятный эффект цветного свечения.

У проекта есть и важное для паблик-арт социальное измерение: помимо профессиональных альпинистов, к работе были привлечены местные безработные.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
Legion Media

Джефф Кунс. «Щенок», 1992. Музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей, построенный по проекту Фрэнка Гери (Frank Gehry) в 1997 году, стал настоящим архитектурным чудом и «градообразующим» объектом для привлечения культурного туризма в Бильбао. Гигантский «Щенок» Джеффа Кунса (Jeff Koons), мастера пластических парадоксов, установлен прямо перед музеем. Это и скульптура, и клумба, и инсталляция одновременно, сочетающая нарочитую миловидность (банальность и массовая культура — излюбленные темы Кунса) с впечатляющим масштабом и необыкновенной техникой исполнения, поражающей воображение любого, даже самого неподготовленного зрителя.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
Legion Media

Христо и Жан-Клод. Триумфальная арка в Париже, 2021

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Эскиз для «Завернутой Триумфальной арки».
Фото
архивы пресс-служб

Христо Явашев (Сhristo Yavashev) и Жан-Клод де Гийебон (Jeanne-Claude Denat de Guillebon) встретились в Париже в 1958 году и были одним из самых ярких творческих дуэтов, совершивших революцию в концептуальном искусстве, ленд-арте и интервенциях в городскую среду.

Все началось с заворачивания небольших предметов, а завершилось грандиозными проектами по упаковке самых известных зданий, начиная с Рейхстага (1995) и заканчивая Триумфальной аркой в Париже (2021).

Творчество пары — пример невероятного подвижничества. На подготовку их проектов уходили годы, о чем свидетельствуют детальнейшие эскизы, не говоря уже о получении всех необходимых разрешений, и финансировались самими художниками за счет продажи эскизов и картин. При этом их искусство было абсолютно эфемерным: здание или объект заворачивалось на две недели и превращалось в своего рода гигантскую временную инсталляцию, а процесс упаковки — в «народный» перформанс, привлекавший огромное количество зрителей, наблюдавших за волшебными метаморфозами привычных зданий.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
Legion Media

Клас Олденбург, Косье ван Брюгген. Flying Pins, 2000. Эйндховен

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Клас Олденбург и Косье ван Брюгген.
Фото
Legion Media

Клас Олденбург (Claes Oldenburg), классик американского поп-арта, был одним из тех, кто стоял у истоков паблик-арта в 1960-е. В 1970 году он встретил свою будущую жену, куратора Косье ван Брюгген (Coosje van Bruggen), в Амстердаме. Она стала не только его супругой, но и соавтором.

В качестве темы для своих скульптур он всегда использовал тривиальные бытовые предметы — гамбургеры, помады, лестницы, пилы, молотки, ложки, иглы с нитками и многое другое. Этим банальным объектам он придавал монументальные пропорции и размещал их в значимых общественных пространствах: на вокзалах, в парках, на перекрестках.

Местом для установки «Летящих кеглей» стал один из самых оживленных участков на проспекте Кеннеди в Эйндховене — зеленый островок, окруженный транспортными потоками. Желтый цвет был выбран не случайно — это не только яркий колористический акцент, но и цвет нарциссов, которые расцветают на этом участке весной. 

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
Legion Media

JR. Women are heroes, 2008-2009

Сегодня границы между паблик-артом и уличным искусством, возникшим как форма проявления маргинализированных субкультур в США в 1980-е, постепенно стираются. Стрит-арт и интервенции в городскую среду стали одной из привычных форм паблик-арта. Француз JR — один из самых выдающихся современных художников, работающих на стыке уличного искусства, граффити, фотографии и паблик-арта. Ему удалось придумать новый способ выхода за рамки всех этих жанров, преодолев не только пространственные, но и территориальные границы между странами. Его главный метод — так называемый флайпостинг, очень большие черно-белые изображения, коллажи, фигуры, лица или фрагменты, напечатанные на ткани и призывающие обратить внимание на значимые социальные, политические и культурные проблемы.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
архивы пресс-служб

Women are heroes — один из моих любимых проектов, посвященный женщинам таких стран, как Бразилия, Кения, Камбоджа, Индия, Ливия, Судан. Главная тема проекта — контраст между важнейшей социальной и экономической ролью и одновременной хрупкостью, беззащитностью и уязвимостью женщины в ситуации социального и экономического неравенства, войн, криминального окружения, вынужденной миграции, политического и религиозного фанатизма. Героинями стали обычные женщины, которые согласились позировать художнику. Красноречивые огромные фотографии были размещены в фавелах, на крышах, на городских стенах и мостах.

Куратор Александра Харитонова: лучшие работы паблик-арта в мире
Фото
архивы пресс-служб